налог на прибыль

ОСМД, зарегистрированные как юрлица, конечно, интересуют вопросы налогообложения их деятельности. С 2015 года произошли революционные изменения в налоговом учете, задели они и ОСМД. Рассмотрим подробно, как соотносятся ОСМД и налог на прибыль. Важно ли для налогообложения, какие доходы получает ОСМД? Является ли вообще ОСМД плательщиками налога на прибыль? Нужно ли подавать отчетность по налогу на прибыль всем ОСМД? Об этом и многом другом — далее

Предыстория

До 2015 года НКУ были предусмотрены особые правила налогообложения неприбыльных учреждений, зарегистрированных в Реестре неприбыльных учреждений и организаций, который ведут налоговики. Среди неприбыльщиков упоминалось и ОСМД (пп. «е» п. 157.1 НКУ в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г.). Часть их доходов была освобождена от налогообложения, в частности, взносы, денежные средства или имущество, которые поступали ОСМД для обеспечения потребностей их основной деятельности и в виде пассивных доходов (п. 157.8 НКУ в редакции до 01.01.2015 г.). Прочие поступления облагались в общем порядке — с отражением их в доходах и одновременной фиксацией расходов, связанных с получением таких доходов. Например, при сдаче в аренду помещений ОСМД фиксировало доход и расходы, связанные с такой арендой, и за отчетный период определяло налог на прибыль. Так было когда-то…

С 2015 года НКУ предусматривает абсолютно иной подход к налогообложению неприбыльных учреждений! Они либо попадают к плательщикам налога на прибыль на общих основаниях, либо вообще не являются плательщиками налога на прибыль.

Сделаем небольшое лирическое отступление. Сразу с 01.01.2015 г. об ОСМД как о неприбыльщиках забыли упомянуть в списке неплательщиков налога на прибыль в ст. 133 НКУ. Это, конечно, вызвало большой резонанс. ОСМД, жилищно-строительные кооперативы, ассоциации владельцев жилых домов появились среди неплательщиков налога на прибыль с 10.04.2015 г. благодаря изменениям, внесенным в НКУ Законом Украины от 18.03.2015 г. № 263-VIII. Но это была не последняя волна изменений в вопросах неприбыльных учреждений. 13.08.2015 г. заработали обновленные нормы в налогообложении неприбыльных учреждений, заслуга в этом — Закона Украины от 17.07.2015 г. № 652-VIII. При решении вопросов налогообложения и отчетности неприбыльные учреждения, в т.ч. и ОСМД, будут учитывать именно эти обновленные правила. Конечно, если не будет каких-либо очередных изменений…

Рассмотрим, как сейчас ОСМД должно решать вопрос обложения налогом на прибыль.

ОСМД — неплательщик налога на прибыль: условия

В пп. 133.4.6 НКУ в перечне тех, кто может быть неприбыльным учреждением и, соответственно, не принадлежать к плательщикам налога на прибыль, в частности, упомянуто и ОСМД. Дословно:

«К неприбыльным организациям, соответствующим требованиям настоящего пункта и не являющимся плательщиками налога, в частности, могут быть отнесены:

<…>

объединение сособственников многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов».

Однако, чтобы не быть плательщиком налога на прибыль, этого мало. Нужно, чтобы выполнялся еще ряд условий, прописанных в пп. 133.4.1 НКУ.

Условия, при которых неприбыльная организация — ОСМД может быть НЕплательщиком налога на прибыль:

1) создано и зарегистрировано в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации. С данным требованием у ОСМД сложностей возникать не должно. Добавим: о создании ОСМД согласно новым правилам речь шла в материале «Создание ОСМД: шаг за шагом к регистрации юридического лица»;

2) внесенное контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. Те ОСМД, которые были внесены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций до 13.08.2015 г., не могут быть исключены из него до 01.01.2017 г. Данное правило прописано в п.п. 34 и 35 подраздела 4 р. ХХ НКУ. При этом перерегистрироваться им не нужно. Если же ОСМД вновь созданное и не внесено в Реестр — регистрация сейчас проходит еще по устаревшему Положению, утвержденному приказом Минфина от 24.01.2013 г. № 37. Оно действует до момента принятия нового;

3) учредительные документы содержат запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц. В учредительных документах ОСМД речи не идет о возможности распределения доходов (прибыли) между сособственниками. Согласно «Заключительным положениям» Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII, уставы ОСМД, утвержденные до 1 июля 2015 года, действуют в части, не противоречащей Закону № 417. Однако как старым Типовым уставом, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.08.2003 г. № 141, так и новыми требованиями не предусмотрено право на получение, распределение дохода (прибылей) между сособственниками. В старом Типовом уставе в п. 1.6 указано:

«Объединение является неприбыльной организацией и не имеет целью получение прибыли для ее распределения между членами объединения».

Это же, слово в слово, прописано и в новом Типовом уставе (п. 2 р. ІІ Типового устава объединения сособственников многоквартирного дома, в редакции приказа Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 23.09.2015 г. № 238). И в п. 6 р. ІV:

«Запрещается распределение полученных объединением доходов или их части среди сособственников, работников объединения, членов органов управления и других лиц».

Следовательно, данное условие также соблюдено;

4) учредительные документы предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида либо зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). А вот здесь может возникнуть проблема. Согласно старому и новому Типовому уставу, в случае ликвидации оставшиеся денежные средства распределяются между членами ОСМД (на сегодняшний день — сособственниками).
Процитируем:

  • п. 14.3 старого Типового устава:

«По завершении ликвидации объединения, имущество и денежные средства распределяются между его членами после окончания ликвидационной процедуры, порядок проведения которой устанавливается законодательством Украины. Имущество, переданное объединению в пользование, возвращается владельцам в натуральной форме без вознаграждения»;

  • п. 4 р. VIII нового Типового устава:

«В случае ликвидации объединения денежные средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, распределяются между всеми сособственниками пропорционально общей площади квартиры (квартир) и/или нежилых помещений в доме, находящихся в их собственности».

Следовательно, ОСМД не соответствует условию НКУ касательно передачи имущества при ликвидации другому неприбыльному учреждению либо в бюджет. Тогда рассчитывать на статус неплательщика налога на прибыль не стоит?

Если ОСМД было зарегистрировано в Реестре неприбыльных учреждений и организаций до 13.08.2015 г., даже из-за несоответствия уставных документов вышеупомянутым требованиям ОСМД не исключат из Реестра в 01.01.2017 г. Законодатели предоставили время для приведения уставных документов в соответствие с озвученными требованиями НКУ. Однако, учитывая то, что в Типовом уставе речь идет о получении сособственниками денежных средств при ликвидации, устав так и не будет отвечать условию пребывания в кругу неплательщиков налога на прибыль. То есть при таком раскладе ОСМД не перенесут в новый Реестр и с 2017 года их исключат из Реестра неприбыльных организаций (п. 35 подраздела 4 р. ХХ НКУ). Но могут ли они быть неплательщиками налога на прибыль сейчас, по крайней мере, до 01.01.2017 г.? Вопрос открыт. Ведь в п. 133.4 НКУ, чтобы не быть плательщиком налога на прибыль, неприбыльная организация должна соответствовать всем четырем требованиям. Тот факт, что ее не исключат из Реестра по переходным правилам, еще не свидетельствует, что она является неплательщиком налога на прибыль. Это в переходных нормах НКУ не указывается, речь идет лишь о неисключении из Реестра. Очевидно, чтобы повторно не регистрироваться, когда устав будет изменен, чтобы он соответствовал требованиям п. 133.4 НКУ. Типовой устав, в свою очередь, не соответствует требованиям НКУ касательно передачи имущества при ликвидации. А пока все условия не выполнены, считаем, статус неплательщика налога на прибыль не светит. Без дополнительных разъяснений налоговиков здесь явно не обойтись. Надеемся, из-под их пера появятся либеральные разъяснения. Или, как вариант, — внести изменения в устав.

Очевидно, заметив такой законодательный «капкан», депутаты решили исправить ситуацию. Так, в проектах р. № 3233 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения некоторых неприбыльных организаций» предлагают дополнить, что норма об уставных условия при ликвидации «не распространяется на объединения и ассоциации объединений сособственников многоквартирных домов, кооперативы, потребительские общества и союзы» и р. № 3101 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения неприбыльных организаций», в котором касательно данного условия есть оговорка: «если иное не предусмотрено законами, регулирующими деятельность таких организаций». А также в Проекте Закона р. № 3357 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» также прописали ​​оговорку: «учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения либо преобразования), если иное не предусмотрено законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации».

Если ОСМД не было зарегистрировано в Реестре неприбыльных учреждений и организаций до 13.08.2015 г., то с уставом, в котором указано, что при ликвидации оставшиеся денежные средства будут распределять между сособственниками, шансы попасть в Реестр равны нулю. Ведь одно из условий не соблюдено — нужно, чтобы активы передавались другой неприбыльной организации либо в бюджет. Поэтому быть ОСМД-новичку, который не был в Реестре неприбыльных учреждений и организаций до 13.08.2015 г., плательщиком налога на прибыль на общих основаниях. Надежда разве что на изменения в НКУ. Будем надеяться, соответствующие изменения будут приняты и ОСМД смогут быть неплательщиками налога на прибыль. Или же можно составить устав по нетипичной форме и предположить, что при ликвидации активы будут передаваться другой неприбыльной организации либо в бюджет. И регистрироваться неприбыльщиком и наслаждаться статусом неплательщика налога на прибыль. А когда возникнет вопрос о ликвидации (если он вообще возникнет), тогда задумываться об изменениях в устав…

Следовательно, принимая во внимание ныне действующие нормы НКУ, к неплательщикам налога на прибыль могут попасть те ОСМД, которые в уставе имеют требование о передаче при их ликвидации активов другой неприбыльной организации либо в бюджет. Учитывая текст Типового устава, такого условия в уставах ОСМД нет. Чтобы не попасть в круг плательщиков налога на прибыль, рекомендуем внести изменения в устав и предположить, что имущество при ликвидации ОСМД будет передаваться другой неприбыльной организации. Стоит это сделать до конца 2015 года, чтобы по итогам 2015 года отчитываться как неплательщик налога на прибыль.

Не исключаем, что налоговики одобрят, что те ОСМД, которые были зарегистрированы в Реестре до 13.08.2015 г., даже при несоответствии устава упомянутым условиям, смогут быть неплательщиками налога на прибыль. Однако слишком обнадеживаться этому не стоит. Поэтому самое оптимальное — внести изменения в уставные документы о передаче имущества в случае ликвидации ОСМД другой неприбыльной организации или в бюджет. Тогда, когда все четыре условия будут выполнены, — статус неплательщика налога на прибыль гарантировано.

Отчетность ОСМД — неплательщиков налога на прибыль

Важно

Мало соответствовать четырем вышеупомянутым условиям, чтобы не быть плательщиком налога на прибыль. Также нужно, чтобы доходы (прибыли) использовались исключительно для финансирования расходов на содержание ОСМД, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных его учредительными документами (пп. 133.4.2 НКУ).

Именно поэтому все ОСМД, которые попали в круг неплательщиков налога на прибыль, должны подавать Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации в сроки, предусмотренные для предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, то есть до 1 июня. Сейчас такой отчет еще не утвержден.

Обратите внимание

ОСМД — неплательщики налога на прибыль не подают декларацию по налогу на прибыль, не исчисляют сумму налога на прибыль и, соответственно, не уплачивают его, не рассчитывают налог на прибыль, не подают декларацию по нему и не уплачивают налог на прибыль. Отчет нужен для контроля расходования доходов (прибыли). Потому что при нарушении целей (направлений) использования придется уплатить налог и стать плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

Поэтому не важно, какие доходы получает ОСМД, важно — на что оно их расходует: на уставные цели либо нет. Подтверждает данный вывод и ГФСУ в письме от 08.10.2015 г. № 21365/6/99-99-19-02-02-15 (письмо касается общественных неприбыльных организаций и, убеждены, является актуальным для ОСМД-неприбыльщиков):

 «сумма средств, полученная общественной неприбыльной организацией от предоставления в аренду помещений, не является объектом обложения налогом на прибыль при условии, если такие средства направляются на ведение ее уставной деятельности».

Следовательно, ОСМД, являющиеся плательщиками налога на прибыль, должны будут подавать до 1 июня следующего года Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации.

Нарушены условия принадлежности к неплательщикам налога на прибыль: последствия

Если ОСМД нарушит вышеупомянутые условия, в частности, касательно использования доходов (прибылей) не на уставные цели, ОСМД обязано подать Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено нарушение, где указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль. Рассчитывают его исходя из суммы нецелевого использования денежных средств, перемноженной на ставку налога на прибыль — 18%. Подают Отчет не позднее 20 дней за месяцем нарушения. Конечно, рассчитанную сумму налога на прибыль необходимо будет уплатить в бюджет, хотя это в НКУ прямо не прописано. Срок уплаты — в течение 10 дней после предельной даты подачи Отчета.

Однако за нарушение ОСМД исключат из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

Далее за месяцем нарушения и до конца года ОСМД будет вынуждено ежеквартально подавать налоговикам квартальную финансовую и налоговую отчетность (нарастающим итогом) по налогу на прибыль (пп. 133.4.3 НКУ). Срок подачи — не позднее 40 дней за отчетным кварталом. И необходимо будет уплачивать налог на прибыль в течение 10 дней по предельной дате подачи отчетности.

Со следующего года ОСМД-нарушитель будет подавать декларацию по налогу на прибыль и финотчетность по итогам года, а не ежеквартально. Ежемесячных авансовых взносов не будет уплачивать (абз. 7 п. 57.1 НКУ).

А если нарушение установили налоговики?

Если контролеры обнаружили факт использования доходов (прибылей) для целей иных, чем предусмотренные учредительными документами, это является основанием для исключения такой организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций и начисления налога на прибыль, штрафных санкций и пени в соответствии с НКУ. Налоговые обязательства, штрафные санкции и пеня начисляются начиная с первого числа месяца, в котором совершено нарушение (пп. 133.4.4 НКУ).

Если ОСМД — плательщик налога на прибыль на общих основаниях

С 2015 года НКУ не оперирует терминами «налоговые расходы» и «налоговые доходы». Нет для неприбыльных учреждений и каких-либо льгот или освобождений, кроме того, что они при определенных условиях (о которых мы указали выше) могут быть неплательщиками налога на прибыль.

Налог на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерского финрезультата до налогообложения (по П(С)БУ или МСФО), откорректированного на разницы, предусмотренные р. ІІІ НКУ. Разницы, которые будут корректировать финрезультат, — это амортизационные разницы, разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), разницы, возникающие при осуществлении финансовых операций (пп. 134.1.1 НКУ). Такие разницы будут корректировать бухгалтерский финрезультат как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения базы.

осбб рус

Если бухгалтерский годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов) за последний год не превышает 20 млн грн, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы, кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет (пп. 134.1.1 НКУ). Не использовать разницы в таком случае — право, а не обязанность. Поэтому о собственном решении (о неприменении налоговых разниц) плательщик должен предупредить «…в налоговой отчетности по этому налогу, которая подается за первый год в такой непрерывной совокупности лет».

Декларацию по налогу на прибыль ОСМД плательщики налога на прибыль подают по итогам года до 1 июня следующего года за отчетным и уплачивают налоговые обязательства не позднее 10 июня. Сейчас новая налоговая декларация для плательщиков налога на прибыль не утверждена, разработан только проект.

Учитывая угрозу ОСМД быть плательщиком налога на прибыль, если не внесут соответствующих изменений в законодательство, возникает вопрос:

Может ли ОСМД быть плательщиком единого налога?

НКУ не запрещает ОСМД быть плательщиком единого налога. Для юрлиц — плательщиков единого налога группы 3 лимит дохода за календарный год, который предоставляет право находиться на упрощенной системе, — 20 млн грн (п. 291.4 НКУ).

К тому же налоговики в письме ГФСУ от 16.10.2015 г. № 9676/П/99-99-15-03-01-14 разъяснили: общественная организация, внесенная в Реестр неприбыльных организаций и учреждений, может избрать упрощенную систему налогообложения при соблюдении требований, установленных гл. 1 р. XIV НКУ. В частности, контролеры отметили следующие ограничения:

  • к плательщикам единого налога группы 3 относятся юридические лица — субъекты хозяйствования какой-либо организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20 млн грн;
  • виды деятельности, которые не разрешают юридическим лицам избрать упрощенную систему налогообложения, приведены в п. 291.5 НКУ.

Разъяснение касается общественных организаций. Но мы убеждены, что аналогичного подхода будут придерживаться контролеры и для ОСМД, ведь нормы НКУ в вопросе единого налога для них одинаковы.

hec 1

рус 2

Повторимся и подчеркнем
Проблемное условие для ОСМД, чтобы не быть плательщиком налога на прибыль, — передача имущества в случае ликвидации ОСМД другому неприбыльному учреждению или в бюджет. Потому что Типовой устав содержит норму о передаче имущества в случае ликвидации сособственниками (п. 14.3 старого Типового устава и п. 4 р. VIII нового Типового устава). Чтобы обойти этот острый камень несогласованности законодательства, рекомендуем внести изменения в устав и прописать, что в случае ликвидации ОСМД оставшееся имущество передается другой неприбыльной организации. Лучше всего это сделать до истечения 2015 года. А вскоре, надеемся, законодатели внесут изменения в НКУ, и все станет на свои места. Можно будет вернуться к Типовому уставу.

Обратите внимание!

Законом Украины от  24.12.2015 р. № 909-VІІІ урегулирована ситуация с ОСМД касательно норм уставных документов, которые предоставляли бы им возможность быть неплательщиками налога на прибыль.

Со вступлением в силу данного  Закона абз. 4 пп. 133.4.1 НКУ был дополнен оговоркой, согласно которой его положение не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов.

Галина Морозовская

ведущий бухгалтер — эксперт