zhitlo

Вопрос о том, как сохранить тепло в собственном доме и уменьшить расходы на отопление, был и остается актуальным для украинцев. Неудивительно, что в связи с повышением цен на энергоносители и соответствующих тарифов для населения острота вопроса увеличивается, что подталкивает предусмотрительных жителей многоэтажек задумываться над целесообразностью внедрения мероприятий энергосбережения. И хотя специалистами давно доказано, что на уровне всего многоэтажного дома такие меры намного эффективнее, чем «в одиночку», многие соотечественники — из-за невозможности договориться, недостатка денежных средств, отсутствия такого желания у соседей и т.п. — вынуждены осуществлять «энергоэффективные» меры только для своей квартиры. В данной статье мы поговорим о юридической стороне одного из таких мероприятий — утеплении собственником квартиры ее наружной стены. Выясним, нуждаются ли такие действия в каком-либо согласовании и имеют ли правовые основания претензии соседей по дому, недовольных эстетичным видом или иными результатам утепления.

Наружная стена дома: мое или наше?

Вполне логично: для того чтобы ответить на вопрос — будут ли правомерными любые действия касательно того или иного имущества? — необходимо четко определиться, кому это имущество принадлежит. А значит, выясним, чьей собственностью является наружная стена дома. Напомним некоторые положения законодательства.
В ч. 1 ст. 382 ГК Украины прописано: квартирой является изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного проживания в нем. В соответствии со ст. 152 ЖК Украины, не нужно получать документы, дающие право выполнение работ по переоборудованию и перепланировке жилого дома и жилого помещения частного жилого фонда, которые не предусматривают вмешательства в несущие конструкции и/или инженерные системы общего пользования.
Общее имущество многоквартирного дома, принадлежащее на праве общей совместной собственности всем собственникам квартир многоэтажки, включает, среди прочего, несущие, ограждающие и несуще-ограждающие конструкции дома (ч. 2 ст. 382 ГК Украины, п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII, далее — Закон № 417-VIII).
Итак, можно сделать два вывода.
Во-первых, квартира — это лишь то, что «внутри», поэтому все, что находится за ее дверью и окнами, не является личным имуществом собственника квартиры.
Во-вторых, несущие конструкции дома, в частности, и наружная стена дома как их часть, является общей совместной собственностью собственников квартир и нежилых помещений многоэтажки.
Таким образом, подытожим: несмотря на то что часть наружной стены здания территориально «приходится» на определенную квартиру, оказывается, что собственник такой квартиры не имеет права самовольно совершать касательно нее какие-либо действия (в т.ч. утеплять), поскольку это имущество — совсем не его частная собственность, оно является общей совместной собственностью всех собственников квартир в доме без каких-либо исключений — независимо от этажа и подъезда, на которых расположены принадлежащие им квартиры.

Как получить разрешение сособственников на утепление квартиры

Как мы уже отмечали, наружная стена дома является общим имуществом сособственников многоквартирного дома. А это значит, что пользование и распоряжение таким имуществом осуществляется согласно отдельным правилам. Так, вопрос о порядке использования общего имущества решает собрание сособственников. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 417-VIII, к полномочиям собрания сособственников относится принятие решений по всем вопросам управления многоквартирным домом, в том числе:

  • о распоряжении общим имуществом многоквартирного дома, установлении, изменении и отмене ограничений относительно пользования им;
  • касательно проведения текущего и капитального ремонтов, реконструкции, реставрации, технического переоснащения общего имущества многоквартирного дома и определения подрядчиков для выполнения таких работ.

Если же в доме создано ОСМД, следует руководствоваться Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III (далее — Закон № 2866-III). Согласно настоящему Закону (ст. 10), к исключительной компетенции общего собрания сособственников относятся, среди прочего, вопросы о:

  • использовании общего имущества;
  • решении об определении перечня и размеров взносов и платежей сособственников;
  • порядке управления и пользования общим имуществом;
  • передаче в пользование физическим и юридическим лицам общего имущества;
  • реконструкции и капитальном ремонте многоквартирного дома либо возведении хозяйственных построек.

Итак, как видим, в законодательстве четко прописана процедура получения «разрешения» сособственников на любые действия с общим имуществом. Не секрет, что на практике получение таких согласований не слишком распространено, и подавляющее большинство жителей многоэтажек утепляются, даже не задумываясь над тем, что это может быть нарушением прав других сособственников многоквартирного дома. Однако, взвешивая все за и против, предусмотрительный собственник квартиры, желающий утеплиться, должен заранее оценить возможность возникновения каких-либо претензий со стороны соседей, их масштабность и обоснованность.
Заметим: судебная практика рассмотрения подобных дел практически отсутствует, поскольку, понятно, что в большинстве случаев сособственники безразлично относятся к тому, что их сосед осуществил утепление. Однако на практике бывают и резонансные случаи, когда сособственники настроены категорически против утепления и даже готовы демонтировать его собственными усилиями. Особенно высока вероятность таких случаев в новостройках, когда утепление действительно портит эстетичный вид дома, а жители, вложив значительные денежные средства в покупку квартиры, вполне логично взволнованы такими вопросами.
Далее рассмотрим, каким образом сособственники многоквартирного дома могут защитить свои права в случае, когда один из соседей все же утеплился снаружи («испортив» этим часть фасада многоэтажки).
В общем, способов существует два — внесудебный и судебный.
Внесудебный способ основывается на нормах закона о порядке осуществления общей совместной собственности на общее имущество в многоэтажке. То есть если необходимое количество сособственников в установленном законом порядке проведут общее собрание и примут решение о демонтаже осуществленного утепления, обращение в суд в этом случае не понадобится. Ведь вопрос распоряжения общим имуществом — в компетенции общего собрания, и оно решило демонтировать утепление, чтобы восстановить первоначальный вид фасада. Данное право — осуществлять со своим имуществом любые действия, кроме тех, которые нарушают чужие права, — оно имеет согласно закону. О правах «утеплителя» здесь вообще не может быть и речи, поскольку он осуществил пристройку своих конструкций к общему имуществу без надлежащих на то полномочий и согласований.

На практике
Достаточно часто на практике встречается ситуация, когда за демонтаж осуществленных утеплений выступают только отдельные граждане — соседи либо не уполномоченные на это жителями представители руководства ОСМД или ЖЭКа. В данном случае можно говорить, что эти лица прибегают к манипуляциям с общим имуществом сособственников многоэтажки без надлежащих правовых оснований, ведь формально процедура управления общим имуществом не соблюдена, другие сособственники не давали согласия на демонтаж.
В этой ситуации любые претензии активистам вправе предъявить ТОЛЬКО другие сособственники, ведь активисты не получили согласования на такие действия от других сособственников (о порядке получения согласования см. выше). Сам утеплитель, к сожалению, никаких прав предъявлять претензии активистам не имеет, поскольку он сам нарушил порядок использования общего имущества.

Обратите внимание
Если в доме создано ОСМД, порядок урегулирования таких ситуаций может быть прописан в его уставе. В данном случае стоит руководствоваться нормами последнего, ведь, утверждая устав, сособственники предоставляют согласие на закрепленный в нем порядок управления общим имуществом. Таким образом, если устав уполномочивает правление предоставлять разрешения на утепление, дает право руководству ОСМД осуществлять демонтаж несанкционированно установленных на доме конструкций, должны применяться соответствующие нормы устава.

Судебный способ предусматривает подачу иска в суд на «утеплителя» квартиры о демонтаже утепления за свой счет или возмещении расходов на демонтаж, осуществленный силами ОСМД. Такой иск к собственнику квартиры, который осуществил утепление, может подать как ОСМД (так называемый «общий» иск), так и отдельные сособственники самостоятельно. Не учитывая отсутствие основательной судебной практики по данной категории споров, считаем, что такие иски имеют большую вероятность быть удовлетворенными, поскольку очевидным является нарушение «утеплителем» права собственности на общее имущество дома, ведь наружная стена дома, как отмечалось выше, принадлежит всем сособственникам многоэтажки, а не собственнику квартиры, к которой примыкает эта часть стены.
Повторимся — на практике такая борьба соседей с «утеплителями» является, скорее, исключением, нежели правилом. Однако осведомленность с юридическими нюансами вопроса не помешает ни собственнику квартиры, планирующему утепление, ни его соседям.

Так, процедура согласования вопроса утепления с сособственниками многоэтажки выяснена (получить разрешение на утепление от общего собрания). Однако на практике возникает вопрос: устанавливает ли законодатель обязанность «получить добро» на утепление своей квартиры снаружи от других субъектов: ЖЭКа, органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, органов местного самоуправления? Давайте разберемся. Для этого аргументы приведем в таблице.

Таблица

Нужно ли разрешение на утепление от прочих органов и организаций


п/п
Орган/ОрганизацияНужно ли разрешение на утепление (да/нет)Аргументы и объяснения
1ЖЭКНетНаружная стена дома является общим имуществом всех собственников квартир (нежилых помещений) дома, и именно сособственники такого дома являются теми субъектами, которые могут согласовывать данные действия по утеплению.
При этом ЖЭК — это только обслуживающая организация, которая должна предоставлять соответствующие услуги по договору. И поскольку договором получение таких разрешений не предусмотрено, то и соответствующего согласования получать не нужно. Более того, ЖЭК не вправе требовать от сособственников многоквартирного дома выполнения тех действий, которые договором на обслуживание не предусмотрены.
На практике многие ЖЭКи вообще не имеют правовых оснований для обслуживания жилых домов, поскольку не заключали договоров на обслуживание с гражданами и в какой-либо форме не получали у них разрешения на обслуживание дома. Так, резонансным решением Высшего хозяйственного суда Украины по делу № 2/297 от 10.05.2012 г. подтверждено, что ЖЭКи, которые не имеют консенсусного (единогласного) решения всех сособственников дома, считаются обслуживающими дом незаконно (см. также решение суда апелляционной инстанции по этому делу)
2Органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроляНетНынче законодательство не возлагает на собственника квартиры, который решил ее утеплить снаружи, обязанности информировать об этом органы государственного архитектурно-строительного контроля либо согласовывать с ними такие действия.
Это связано с тем, что работы по утеплению квартиры снаружи не считаются строительными работами в соответствии с Порядком выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденным постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466 (далее — Порядок № 466).
Так, Порядок № 466 определяет строительные работы как работы по новому строительству, реконструкции, техническому переоснащению действующих предприятий, реставрации, капитальному ремонту. В свою очередь, реконструкцию жилого дома законодатель толкует как перестройку жилого дома с целью улучшения условий проживания, эксплуатации, изменения количества жилых квартир, общей и жилой площади и т.д., связанную с изменением геометрических размеров, функционального назначения, заменой отдельных конструкций, их элементов, основных технико-экономических показателей (ст. 1 Закона Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда» от 22.12.2006 г. № 525-V). Очевидно, что манипуляции с небольшой частью фасада нельзя считать ни реконструкцией, ни капитальным ремонтом всего жилого дома. Таким образом, нормы Порядка № 466 касательно необходимости получения разрешений (уведомлений) на строительство не распространяются на случаи утепления наружной стены дома собственниками отдельных квартир
3Органы местного самоуправленияНетЗаконодательство не обязывает собственника квартиры, который решил ее утеплить, согласовывать это с органами местного самоуправления.
Данный вопрос возник в связи с тем, что к компетенции исполнительных органов местных советов относятся вопросы по благоустройству (см. пп. 7 п. «а» ч. 1 ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР). Поэтому местные советы при утверждении правил благоустройства в соответствующем населенном пункте включают в них нормы о необходимости получения разрешения на изменение части фасада и т.п. Данные положения априори являются незаконными, поскольку в ч. 3 ст. 34 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV четко указано: правила благоустройства не могут предусматривать обязанность физических и юридических лиц касательно получения каких-либо разрешений, согласований или прочих документов разрешительного характера, а также полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, созданных такими органами, издавать указанные документы.
Кроме того, вопрос касательно получения разрешения берет свои истоки из Правил содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденных приказом Госкомжилкоммунхоза Украины от 17.05.2005 г. № 76. Согласно пп. 1.4.1 настоящих Правил, переоборудование и перепланировку жилых домов, жилых и нежилых в жилых домах помещений разрешается делать после получения разрешения исполнительного комитета местного совета народных депутатов в соответствии с законодательством. При этом Правила четко определяют, что именно считается переоборудованием и перепланировкой.
Так, согласно пп. 1.4.2 Правил, переоборудование жилых домов, жилых и нежилых помещений в жилых домах включает:
• устройство в отдельных жилых домах, жилых и нежилых в жилых домах помещений индивидуального отопления и прочего инженерного оборудования;
• перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов;
• устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов.
К элементам перепланировки жилых помещений относятся:
• перенос и разборка перегородок;
• перенос и устройство дверных проемов;
• устройство и переоборудование тамбуров;
• пристройка балконов на уровне первых этажей многоэтажных домов (пп. 1.4.3).
Как видим, утепление наружной стены здания на уровне отдельной квартиры не является ни переоборудованием, ни перестройкой согласно Правилам. Запрета на проведение такого улучшения Правила также не содержат
4Органы исполнительной власти по вопросам охраны культурного наследияДаМногоэтажный дом юридически считается объектом культурного наследия — национального либо местного значения, если соответствующие данные о нем занесены в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. В данном случае внешний вид фасада дома имеет историко-культурную ценность, а следовательно, любые его самовольные изменения, даже незначительные, будут расцениваться как нарушение законодательства об охране культурного наследия.
Так, согласно Закону Украины «Об охране культурного наследия» от 08.06.2000 г. № 1805-III (далее — Закон № 1805), пользование достопримечательностью должно осуществляться в соответствии с режимами пользования, установленными органами охраны культурного наследия, способом, требующим наименьших изменений и дополнений памятника и обеспечивающим сохранение его материальной аутентичности, пространственной композиции, а также элементов оборудования, устройства, отделки и т.д. (ч. 2 ст. 24 Закона № 1805).
Для осуществления любых ремонтов такого дома, в том числе и утепления части наружной стены, необходимо письменное разрешение органов исполнительной власти по вопросам охраны культурного наследия центрального или местного уровня — в зависимости от того, национальное или местное значение имеет культурная достопримечательность (ст. 26 Закона № 1805). Однако, вероятнее всего, в получении данного разрешения будет отказано, поскольку ст. 22 Закона № 1805 содержит прямой запрет менять достопримечательности и их части. При этом если собственнику квартиры удастся доказать, что запланированное утепление не меняет внешнего вида фасада (а это крайне сложно), шанс на получение разрешения есть

Итак, как видим, собственнику квартиры необходимо будет согласовать вопрос относительно утепления только с другими сособственниками многоэтажки, а для домов, являющихся объектами культурного наследия, — еще и с соответствующим госорганом в данной сфере. Любые требования касательно получения других разрешений и согласований являются незаконными.

После получения необходимых согласований можно перейти к следующему шагу — выбору исполнителя работ по утеплению, то есть подрядчика. О том, на что следует обратить внимание, выбирая подрядчика, расскажем в материале «Утепление наружной стены квартиры: как выбрать подрядчика».

Елена ТРЕГУБОВА,

юрист, г. Киев