statut

В прошлом году были обновлены законодательные акты, регулирующие деятельность объединений сособственников многоквартирного дома. Поэтому перед существующими ОСМД возникла проблема несоответствия их учредительных документов нормам действующего законодательства. Итак, мы расскажем, нужно ли вносить изменения в устав ОСМД в случае изменения законодательства и как это правильно сделать

1 июля 2015 вступил в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VІІІ (далее — Закон № 417), которым был введен ряд нововведений. В частности, этим законом был внесен и ряд важных изменений в Закон об ОСМД1.

1 Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III.

До начала ноября 2015 г. действующим оставался Типовой устав объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденный приказом Госкомстроя от 27.08.2003 г. № 141 (далее — Типовой устав). Однако 06.11.2015 г. его было изложено в новой редакции приказом Минрегионстроя от 23.09.2012 г. № 238.

Обязательно ли уставы действующих ОСМД приводить в соответствие с законодательством

Устав ОСМД должен соответствовать Типовому уставу (ч. 1 ст. 7 Закона об ОСМД). Законодатель выделил министерствам и другим центральным органам исполнительной власти 6 месяцев, чтобы внести соответствующие изменения в свои нормативно-правовые акты (п. 6 ст. 13 Закона № 417). При этом п. 3 ст. 13 Закона № 417 было установлено, что уставы объединений сособственников многоквартирного дома, утвержденные до 01.07.2015 г., действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. Таким образом, пока Типовой устав не был утвержден в новой редакции, объединениям сособственников нужно было руководствоваться собственными уставами в части, не противоречащей Закону № 417 и Закона об ОСМД.

После того, как Типовой устав был изложен в новой редакции (с 06.11.2015 г.), ОСМД обязаны привести свои уставы, как того требует ч. 1 ст. 7 Закона об ОСМД.
Это необходимо сделать, поскольку учредительные документы (уставы) регулируют деятельность объединения, устанавливают основы функционирования юридического лица, порядок принятия решений и полномочия органов управления. Поскольку Закон об ОСМД, а значит — и Типовой устав, существенно обновлен, невнесение изменений в устав ОСМД может обернуться неприятными последствиями, о которых упомянем далее.

На заметку
До недавнего времени существовала еще одна причина для обновления учредительных документов. Так, в материале «ОСМД и налог на прибыль» мы рассказывали о проблеме несогласованности уставов ОСМД (утвержденных в соответствии с Типовым уставом как в предыдущей, так и действующей редакции) с абз. 4 пп. 133.4.1 НКУ. Последним предусматривается следующее: одним из обязательных условий, которому должны соответствовать предприятия, учреждения и организации, чтобы не быть плательщиками налога на прибыль, является предусмотренная учредительными документами возможность передачи активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). В то же время нынешние уставы ОСМД (конечно, если они согласованы с Типовым уставом, как того требует Закон об ОСМД) предусматривают, что в случае ликвидации организации денежные средства должны быть распределены между совладельцами. Однако со вступлением в силу Закона Украины от 24.12.2015 г. № 909-VIII абз. 4 пп. 133.4.1 НКУ был дополнен оговоркой, согласно которой его положения не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов.

Что изменилось в Типовом уставе

Для наглядности представим основные отличия в редакциях Типового устава до и после внесения изменений Приказом № 238 в таблице.

Таблица

Сравнительная таблица Типовых уставов в редакциях 

до и после внесения изменений

№ п/пТиповой устав в редакции приказа Минрегионстроя от 06.09.2011 г. № 180Типовой устав в редакции приказа Минрегионстроя от 23.09.2015 г. № 238
1Оперирует понятием «членство» в ОСМД. Регулирует порядок принятия в члены объединения и исключения из негоПонятие «членство» отсутствует
Напомним! До 01.07.2015 г. ст. 9 Закона № 2866 предусматривала предоставление письменного заявления для принятия в члены ОСМД. После внесения изменений Закон об ОСМД понятием «членство» не оперирует. Все собственники квартир или нежилых помещений в многоквартирном доме (сособственники) могут влиять на деятельность ОСМД
2Предусматривает разделение имущества объединения на неделимое (находящееся в общей совместной собственности) и общее (находящееся в общей долевой собственности)Не предусматривает разделения общего имущества на виды.
Напомним! Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 417, общее имущество многоквартирного дома является общей совместной собственностью сособственников
3Признает общее собрание правомочным при условии присутствия более половины членов объединенияНе содержит требований касательно кворума
4Предусматривает возможность созыва общего собрания:
• правлением;
• членами ОСМД, которые имеют более 20% голосов от их общего количества;
• ревизионной комиссией (ревизором)
Предусматривает возможность созыва общего собрания:
• правлением;
• инициативной группой из не менее трех сособственников
5По общему правилу решения общего собрания принимаются 2/3 голосов от общего числа голосов членов ОСМД, которые присутствуют на общем собрании. Для ряда решений предусмотрена необходимость 3/4 голосов присутствующих на собрании членов ОСМДПо общему правилу решения общего собрания принимаются большинством голосов. Для отдельных решений уставом может быть предусмотрена необходимость не менее 2/3 голосов общего числа сособственников.
Допускается установление на общем собрании другого порядка принятия решений
6Решения, принятые на общем собрании, подписываются председателем правления и секретарем общего собранияРешение общего собрания заверяется личной подписью каждого, кто проголосовал, с указанием результата его голосования («за» или «против»)
7Решение общего собрания по решению самого собрания может быть предоставлено члену ОСМД под расписку или направлено по почтеОпределен перечень вопросов, решения общего собрания по которым обязательно должны быть предоставлены сособственникам под расписку или направлены по почте. Решения по остальным вопросам — по инициативе собрания
8Заседание правления созывается председателемЗаседание правления созывается:
• председателем
или
• не менее чем третью членов правления
9Решение правления принимается 2/3 голосов от общего числа членов правленияРешение правления принимается большинством голосов от общего числа членов правления, если иное не установлено решением общего собрания ОСМД.
Решения правления излагаются в протоколе заседания правления с указанием каждым из членов правления результата своего голосования («за» или «против»), заверенного собственноручной подписью
10Содержит императивное положение, согласно которому решение общего собрания об утверждении годового отчета, сметы расходов и поступлений размеров взносов и платежей членов ОСМД принимаются с учетом заключений ревизионной комиссии (ревизора) или аудитораПроверка и предоставление общему собранию заключений о подготовленных правлением проектов смет, баланса, годового отчета ОСМД названы как одно из прав ревизионной комиссии (ревизора)
11Предусмотрено обязательное создание ремонтного и резервного фондов ОСМДПредусмотрена возможность создания ремонтного и резервного фондов по решению общего собрания
12Установлено, что смета ОСМД должна быть составлена до 25 декабря текущего года с последующим утверждением на очередном общем собранииЧетко установлена крайняя дата утверждения сметы — 1 января текущего года (другое может быть установлено общим собранием). Допускается утверждение смет на два и более года

Конечно, указанными в таблице отличиями изменения, которых претерпел Типовый устав, не исчерпываются. Однако приведенные примеры являются одними из наиболее красноречивых и достаточными, чтобы убедиться в необходимости обновления учредительных документов ОСМД.

Чем грозит невнесение изменений в учредительные документы ОСМД

Несоответствие учредительных документов ОСМД Типовому уставу является нарушением норм законодательства, что может привести, в частности, к признанию учредительных документов недействительными, а решений, принятых на их основе, — неправомерными. На этом акцентировал внимание Минрегионстрой в письме от 04.11.2015 г. № 8/9-3312-15.

Кроме того, ст. 29 Закона об ОСМД установлено: лица, виновные, в частности, в организации деятельности ОСМД с нарушением законодательства, несут гражданскую, уголовную, административную ответственности. Деятельность же ОСМД на основании устава, которая не соответствует Типовому уставу, однозначно можно расценивать как ненадлежащую организацию деятельности объединения. Правда, приведенная норма не устанавливает конкретных санкций, выполняя в большей степени предостерегающую функцию.

Отметим: ответственность может грозить не в связи с самим по себе фактом невнесения изменений в устав, а в том случае, если ОСМД будет действовать на основании учредительных документов, которые не соответствуют Типовому уставу и Закону об ОСМД. То есть, например, не будет исполняться требование касательно подписания решений общего собрания каждым проголосовавшим с указанием результата его голосования (в результате такие решения суд сможет признать недействительными). Или на общее собрание и в дальнейшем будут приглашаться только те лица, которые вступили в объединение в порядке, определенном Законом об ОСМД до внесения изменений Законом № 417 (а это будет прямым нарушением прав остальных сособственников и, опять же, основанием для признания решений, принятых на таких общих собраниях, недействительными). Поэтому советуем не рисковать и не медлить с приведением учредительных документов в соответствие с законодательством. Как это сделать — расскажем далее.

Порядок внесения изменений в устав ОСМД

По сути, процедура внесения изменений в устав ОСМД предусматривает 3 этапа.

І. Принятие решения общим собранием

Внесение изменений в устав относится к исключительной компетенции высшего органа управления, которым является общее собрание сособственников ОСМД (абз. 1 ч. 9 ст. 10 Закона об ОСМД). То есть делегировать эти полномочия ни собранию представителей, ни правлению нельзя.

Важно, что собрание должно быть проведено в соответствии с требованиями обновленного законодательства, а не согласно учредительным документам, не соответствующим Закону об ОСМД и Типовому уставу. Ведь порядок проведения общего собрания и принятия на нем решений претерпели существенных изменений (о некоторых из них мы упомянули в таблице).

Напомним: приглашены на общее собрание должны быть ВСЕ сособственники, включая тех, кто не писал заявление о вступлении в ОСМД. Порядок приглашения изменений практически не претерпел: уведомление о проведении учредительного собрания направляется в письменной форме и вручается каждому сособственнику под расписку или путем почтового отправления (заказным письмом) не менее чем за 14 дней до даты проведения учредительного собрания. В уведомлении следует указать:

  • по чьей инициативе созывается собрание (правления или инициативной группы из не менее трех сособственников);
  • место и время проведения (должны быть удобными для большинства);
  • проект повестки дня (кроме внесения изменений в устав можно включить и другие насущные вопросы).

Кроме того, к уведомлению целесообразно приложить экземпляр изложенного в новой редакции устава ОСМД или же разместить его в общедоступном месте, о чем указать в уведомлении. Таким образом, сособственники смогут заранее ознакомиться с предлагаемой к утверждению новой редакцией устава. Непосредственно на собрании останется только ее согласовать и внести желаемые поправки и дополнения.

На заметку

При разработке новой редакции устава учтите: ч. 2 ст. 7 Закона об ОСМД определяет, что, кроме обязательных сведений, устав может содержать и другие положения, которые являются существенными для деятельности объединения и не противоречат требованиям законодательства. Устав ОСМД утверждают на основании Типового устава, однако допускаются отклонения от него при условии, если они не противоречат действующему законодательству.

Заметьте: ч. 12 ст. 10 Закона об ОСМД предусмотрено, что каждый сособственник (его представитель) в ходе голосования имеет количество голосов, пропорциональное доле общей площади квартиры или нежилого помещения сособственника в общей площади всех квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме. В то же время допускается установка уставом иного порядка определения количества голосов, принадлежащих каждому сособственнику на общем собрании. Следовательно, если в действующем уставе ОСМД обусловлен порядок подсчета голосов по принципу «1 сособственник = 1 голос, независимо от площади и количества квартир или помещений, находящихся в его собственности», такой способ является вполне приемлемым, и в этой части можно пользоваться положениями учредительных документов.

Исходя из ч. 14 ст. 10 Закона об ОСМД, для принятия решения о внесении изменений в устав достаточно, чтобы за него проголосовало более половины общего количества сособственников. Правда, действующая редакция Типового устава (п. 8 р. ІІІ) дает возможность общим собранием установить иной порядок принятия решений на них. Учитывая важность решения касательно внесения изменений в учредительные документы, не лишним будет на собрании оговорить и запротоколировать необходимость квалифицированного (2/3) количества голосов для его принятия.

Если в результате проведения общего собрания для принятия решения не наберется количества голосов «за» или «против» (а скорее всего, так и будет, ведь сомнительно, что удастся одновременно собрать большинство, а тем более 2/3 всех собственников), нужно будет в течение 15 календарных дней с даты проведения общего собрания провести письменный опрос среди сособственников, которые не голосовали на общем собрании (подробно порядок его проведения целесообразно урегулировать в ходе общего собрания).

Важно

Решение принимается путем поименного голосования. Во время подсчета голосов учитываются и голоса, поданные сособственниками в ходе проведения общего собрания, и голоса, поданные в ходе письменного опроса. Решение оформляется личной подписью каждого, кто проголосовал, с указанием результата голосования («за» или «против»). Форма протокола собрания сособственников многоквартирного дома утверждена приказом Минрегионстроя от 25.08.2015 г. № 203.

Решение общего собрания, в частности, по вопросам внесения изменений в учредительные документы объединения, предоставляются сособственникам под расписку или направляются по почте (заказным письмом) инициатором общего собрания (правлением или инициативной группой) (п. 11 р. ІІІ действующей редакции Типового устава). Хотя такого требования Закон об ОСМД не содержит (а точнее — отсылает к уставу или решению общего собрания), считаем, что предоставить сособственникам экземпляр утвержденного в новой редакции устава (хотя бы в электронном виде) нужно. Ведь, кроме всего прочего, учредительные документы устанавливают права и непосредственные обязанности каждого из них.

II. Государственная регистрация изменений в устав ОСМД

Государственная регистрация изменений в устав объединения осуществляется в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц (ч. 15 ст. 6 Закона об ОСМД).

1 января 2016 года Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755) обновлен. В связи с этим привычные правила регистрации изменений в учредительные документы претерпели некоторых изменений.

Так, сегодня для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в т.ч. изменений в учредительные документы юридического лица, предоставляются следующие документы (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление 2 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре;

2 Форма соответствующего заявления утверждена приказом Минюста от 06.01.2016 р. № 15/5 .

  • экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения общего собрания об изменениях, которые вносятся в Единый государственный реестр;
  •  документ об уплате административного сбора3;

3 Согласно ч. 1 ст. 36 Закона № 755 в редакции от 01.01.2016 г., за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре (кроме внесения изменений в информации об осуществлении связи с юридическим лицом), админсбор взимается в размере 0,3 минимальной заработной платы. В случае предоставления документов в электронной форме соответствующая сумма будет уменьшена на 25%.

  • учредительный документ юридического лица в новой редакции.

Закон № 755 предусматривает возможность предоставления указанных документов в бумажной или электронной форме. Однако, учитывая то что портал электронных сервисов 4, через который должны подаваться документы в электронной форме, пока недоработан,  а порядок его функционирования, который должен быть утвержден Минюстом, вообще отсутствует, не без оснований предполагаем, что на полноценную реализацию возможности подачи документов в электронной форме в ближайшее время рассчитывать не стоит.

4 Портал электронных сервисов — веб-сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов для обеспечения максимального доступа к информации и услугам в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности (п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона № 755 в редакции от 01.01.2016 г.).

В бумажной форме документы могут быть поданы заявителем лично либо почтовым отправлением. Мы советуем остановиться на первом варианте. Это поможет сэкономить время на тот случай, если у государственного регистратора возникнут замечания касательно предоставленных документов (чаще всего такие замечания незначительны, и мелкие недостатки могут быть исправлены сразу). Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона № 755 предусмотрено: в случае подачи заявления о государственной регистрации почтовым отправлением подлинность подписи заявителя должна быть нотариально удостоверена. А это предусматривает дополнительные расходы.

Если документы будет подавать уполномоченный представитель ОСМД (как правило, таким лицом является председатель учредительного собрания, чьей подписью скреплен устав ОСМД) лично, государственному регистратору должен быть предъявлен паспорт гражданина Украины (или паспортный документ иностранца, или удостоверение лица без гражданства, или вид на постоянное или временное проживание). Если документы будет подавать другое лицо, дополнительно понадобится доверенность или его нотариально заверенная копия (ч. 2 ст. 14 Закона № 755).

Документы в бумажной форме принимаются по описи, экземпляр которой в день их поступления выдается заявителю с отметкой о дате их получения и кодом доступа5 таким способом, согласно которому были предоставлены документы.

5 Код доступа — уникальная цифровая последовательность количеством от 6 до 12 символов, которая генерируется в автоматическом режиме и используется для доступа к результатам рассмотрения документов через портал электронных сервисов юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 755).

Рассмотрение предоставленных документов в отношении юридических лиц осуществляется в течение 24 часов после их поступления, кроме выходных и праздничных дней (п. 1 ч. 1 ст. 26 Закона № 755). После проведения регистрационного действия госрегистратор обязан будет сформировать и обнародовать на портале электронных сервисов6 выписку, результаты предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации и учредительные документы юридического лица (п. 9 ч. 2 ст. 25 Закона № 755). Экземпляры учредительных документов в бумажной форме по результатам проведения госрегистрации изменений, как это предусматривалось ранее, теперь не предоставляются.

Согласно пп. 2 п. 3 приказа Минюста от 06.01.2016 г.. № 15/5 до внедрения функционирования портала электронных сервисов обнародование учредительных документов юридического лица осуществляется на веб-сайте Министерства юстиции Украины.

Заметьте: с 1 января 2016 года субъектами государственной регистрации в случае госрегистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей являются:

  • исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов7;

7 Получают полномочия по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в случае принятия соответствующим советом такого решения.

  • Киевская и Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
  • нотариусы;
  • аккредитованные субъекты8.

8 Аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которым находится не менее 3-х государственные регистраторов и которое до начала осуществления полномочий в сфере государственной регистрации заключило:

— договор страхования гражданско-правовой ответственности с минимальным размером страховой суммы в тысячу минимальных размеров заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года;

— договор с другим субъектом государственной регистрации и/или нотариусом (в случае если аккредитованный субъект осуществляет полномочия исключительно в части обеспечения принятия и выдачи документов в сфере государственной регистрации).

Аккредитация субъектов и мониторинг соответствия таких субъектов требованиям аккредитации осуществляются Министерством юстиции Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

 
ІІІ. Уведомление налоговых органов о внесении изменений
После внесения изменений в устав ОСМД обязано в 10-дневный срок после их регистрации подать в налоговый орган по его местонахождению обновленный Cтатут и заявление по форме № 1-ОПП с пометкой «Изменения».
Непредоставление в надлежащие сроки вышеуказанных документов грозит наложением штрафа (п. 117.1 НКУ). Для юридических лиц он предусмотрен в размере 510 грн (а в случае повторного в течение года привлечения к ответственности по соответствующей статье — 1020 грн).

На этом процедура государственной регистрации внесения изменений в устав ОСМД и процедура обновления учредительных документов в целом завершена.

Влада ИВАНОВА,

юрист

газеты «Интерактивная бухгалтерия»