dogovir.jpg.pagespeed.ce.tJmo_OyvxQ

Время от времени такие вопросы возникают у сособственников ОСМД. Поэтому, чтобы определиться, возможно ли это, давайте проанализируем законодательство.

Основной документ, регулирующий деятельность ОСМД, ― это Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III (далее ― Закон об ОСМД). Но в нем упоминается только о поощрении председателя правления ОСМД. Поэтому прежде всего разберемся, что подразумевается под «поощрением»?

Поощрение председателя правления ОСМД

К исключительной компетенции общего собрания сособственников ОСМД относится определение размера материального и другого поощрения председателя и членов правления (абз. 9 ч. 9 Закона об ОСМД).

Следует отметить: понятие поощрение встречается только в контексте трудового законодательства. Так, поощрения за успехи в работе и порядок их применения регламентирован ст.ст. 143 и 144 КЗоТ. Как разъясняет Минсоцполитики в письме от 24.04.2013 г. № 31/06/187-13, поощрением могут быть объявления благодарности, награждение подарком, выплата разовой премии к праздникам и т.п. Поэтому однозначно абз. 9 ч. 9 Закона об ОСМД содержит некорректную формулировку, но данная норма намекает на характер трудовых отношений.

Не исключено, что под определением материального и другого поощрения подразумевается, что именно общее собрание должно определить условия, на которых будут исполнять свои полномочия председатель правления и другие члены правления, и условия их оплаты.

Полномочия и обязанности председателя правления ОСМД

В новой редакции Типового устава объединения совладельцев многоквартирного дома, утвержденного приказом Госжилкоммунхоза от 27.08.2003 г. № 141 в редакции приказа Минрегионстроя от 23.09.2015 г. № 238 (далее — Типовой устав), четко определены обязанности председателя правления ОСМД.

Во исполнение своих полномочий, в соответствии с п. 16 Типового устава, председатель правления ОСМД:

  • ведет заседания правления, если правление не поручило ведение заседания другому члену правления;
  • обеспечивает выполнение решений общего собрания и решений правления;
  • действует без доверенности от имени объединения и заключает в пределах своей компетенции договоры и совершает другие правочины в соответствии с решениями правления;
  • распоряжается денежными средствами объединения в соответствии с утвержденной сметой и решениями правления, имеет право первой подписи финансовых документов объединения;
  • нанимает на работу в объединение работников и увольняет их, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания, издает обязательные для работников объединения приказы в сфере трудовых правоотношений;
  • согласно решению правления, выдает доверенности на представительство интересов объединения другим лицам;
  • открывает и закрывает счета объединения в банковских учреждениях и других финансовых учреждениях, подписывает банковские и прочие финансовые документы;
  • в соответствии с решениями правления, осуществляет иные действия, направленные на достижение целей и задач объединения.

В случае отсутствия председателя правления его обязанности исполняет заместитель.

Итак, из приведенного перечня видно, что это — полномочия руководителя юридического лица (ОСМД), который является должностным лицом, то есть занимает определенную должность. Более того, для председателя правления это постоянные обязанности, которые он должен исполнять в течение периода, на который его избрали. Следовательно, все это указывает на то, что с председателем правления ОСМД возникают именно трудовые отношения.

Суть и предмет гражданско-правового договора

ГКУ предусматривает, в частности, такие виды договоров гражданско-правового характера, как:

  • договор подряда, общие особенности заключения которого определены ст.ст. 837–864 ГКУ, который может заключаться на изготовление, обработку, переработку, ремонт вещей или на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (ч. 2 ст. 837 ГКУ);
  • договор на предоставление услуг, который предусматривает, что одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором (ст. 901 ГКУ);
  • договор поручения, согласно которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 1000 ГКУ).

Как видим, договор подряда абсолютно не подходит для оформления отношений по исполнению обязанностей председателя правления ОСМД.

Договор поручения в данном случае тоже неуместен, поскольку данные о физлице, избранном председателем правления ОСМД, вносят в Единый реестр предприятий и предпринимателей ― физических лиц (далее ― ЕГР), что сразу дает председателю правления ОСМД широкие полномочия (без договора-поручения). Ведь именно председатель правления ОСМД является руководителем юрлица и лицом, имеющим право совершать действия от имени юрлица без доверенности, в частности, подписывать договоры, подавать документы для регистрации.

Договор на предоставление услуг тоже не подходит. Объясним почему.

Такие договоры имеют определенные временные ограничения, и ими определяются конкретные объемы услуг (работ). По гражданско-правовому договору оплачивается не процесс труда, а ее результаты, которые определяют после окончания работы и оформляют актами сдачи-приемки предоставленных услуг (выполненных работ), на основании которых и осуществляется оплата.

Следовательно, из вышеприведенного перечня обязанностей председателя правления ОСМД, видно, что невозможно оформить актом предоставленных услуг исполнение им же своих обязанностей. Ведь председатель правления ОСМД исполняет свои обязанности на постоянной основе и поэтому должен получать за это оплату (именно за выполнение работы, а не за выполненный объем услуг или работ!).

Возникает еще один вопрос: кто может заключить гражданско-правовой договор с председателем правления ОСМД, если это относится именно к его полномочиям? Не может же он заключить договор сам с собой.

Признание гражданско-правового договора трудовым: какие последствия

В случае признания гражданско-правовых отношений трудовыми такой договор могут признать трудовым, но законодательство предусматривает в данном случае значительные штрафы.

Так, за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), согласно абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ, юрлицу (ОСМД) грозит штраф в размере 30-кратного размера зарплаты за каждое лицо, относительно которого совершено нарушение: в январе – апреле 2016 года — это 41340 грн. Правда, проверки Гоструда пока что под мораторием, установленным п. 3 р. ІІ Закона Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII. То есть в 2016 году проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом дохода до 20 млн грн за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно:

  • с разрешения Правительства;
  • по заявке субъекта хозяйствования касательно его проверки;
  • согласно решению суда или требованиям УПК.

Поэтому у нарушителей пока есть время исправить ситуацию, хотя Гоструда и считает, что мораторий на проверки уже не действует (см. письмо от 03.09.2015 г. № 2062-8-11/8).

За фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) также грозит админштраф в размере от 8500 грн до 17000 грн, который налагают на должностное лицо юрлица, которым по данным ЕГР является избранный председатель правления (ч. 1 ст. 41 КоАП).

Следовательно, законодательство не предусматривает возможности заключить с председателем правления ОСМД гражданско-правовой договор на исполнение им же своих обязанностей.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

эксперт