otchetnosti-smp-v-2011-godu

Кому, когда, почему

Все юридические лица обязаны составлять и предоставлять финансовую отчетность определенному законодательством кругу пользователей финансовой отчетности (ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV, далее — Закон о бухучете). Такой круг пользователей, предоставление отчетности которому является обязательным, определен п. 2 Порядка предоставления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее — Порядок № 419). Речь идет о пользователях, таких как:

  • органы, к сфере управления которых относятся предприятия;
  • трудовые коллективы по их требованию;
  • собственники (учредители) в соответствии с учредительными документами;
  • прочие органы и пользователи согласно нормам законодательства, в частности, органы государственной статистики.

Определенные требования касательно обязательного предоставления отчетности содержит и Закон об ОСМД. Так, в частности, ОСМД по требованию сособственника обязано предоставить ему для ознакомления все свои финансовые отчеты. Данная обязанность четко предусмотрена ч. 2 ст. 14 Закона об ОСМД.

Кроме того, ОСМД может в определенном смысле добровольно предоставлять свою отчетность посторонним лицам, например, банкам при оформлении кредитов и т.п. Подробнее об особенностях оформления «энергосберегающего» кредита читайте в материале «Энергосберегающий» кредит для ОСМД: вопросы, которые возникают во время предоставления и оформления документов».

Итак, как часто нужно составлять финансовую отчетность?

Следует учитывать — первый отчетный период для вновь созданного предприятия может составлять менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев. То есть предприятия, зарегистрированные начиная с 1 октября 2015 года, могут за 2015 год не отчитываться, а выбрать отчетным периодом период с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2016 года включительно.

При этом не стоит забывать, что ОСМД являются неприбыльными организациями в соответствии с п. 133.4 НКУ при условии соблюдения установленных им требований. Это существенно влияет на перечень пользователей, которым нужно предоставить финотчетность.

Кому, когда и в каком объеме следует подавать финансовую отчетность ОСМД, обобщим в таблице, добавив обоснования и наши комментарии.

Таблица

Адресаты, сроки, объем и основания для предоставления финансовой отчетности ОСМД

№ п/пПолучатель
финансовой отчетности
Срок подачиОбъем финансовой отчетностиОбоснование и комментарии
1Органы статистикиНе позднее 28 февраля года, следующего за отчетнымУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*Обязанность предоставления определена п. 2 Порядка № 419, срок — п. 5 этого же Порядка. В 2016 году 28 февраля — воскресенье, выходной день. В соответствии с п. 10 Порядка № 419, в случае когда предельный срок предоставления финотчетности приходится на нерабочий день, предельная дата подачи переносится на первый после выходного рабочий день. Таким образом, отчетность можно будет подать также в понедельник, 29 февраля
2ГФСВ течение 60 календарных дней по истечении отчетного годаУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*Обязанность предоставления годовой финансовой отчетности органам ГФС установлена п. 18 Порядка составления Налогового отчета об использовании денежных средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденного приказом Миндоходов от 27.01.2014 г. № 85. Сроки предоставления финансовой отчетности такие же, как и для предоставления Налогового отчета, — 60 календарных дней по истечении отчетного года. В 2016 году предельный срок — 29 февраля, понедельник. Это более безопасный вариант.
Однако некоторые специалисты придерживаются позиции, что неприбыльные организации финансовую отчетность органам ГФС подавать не обязаны. Данное мнение основано на нормах действующей с 13 августа 2015 года редакции п. 46.2 НКУ, в которой обязанностью неприбыльных организаций является только предоставление Налогового отчета (кстати, тоже не бесспорное для большинства «неприбыльщиков», но это не является темой данной статьи) и совокупного анализа абз.абз. 1–2 п. 46.2 и п. 133.1 НКУ
3Государственный регистраторДо 1 июня года, следующего за отчетнымУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*Обязанность и сроки установлены п. 3 ст. 14 Закона о бухучете. Отчетность подается в том же объеме, в каком она предоставлялась органам статистики. Причем следует предоставить экземпляр оригинала отчетности (не копии с отметкой органов статистки). Отчет можно отправить заказным письмом
4Сособственники ОСМДВ соответствии с Уставом, по требованию сособственникаУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*Финансовую отчетность следует подавать владельцам (учредителям) предприятия в соответствии с учредительными документами (п. 2 Порядка № 419). Такими лицами в случае ОСМД являются сособственники. Кроме того, как отмечалось ранее, ОСМД по требованию сособсенника обязано предоставить ему для ознакомления все свои финансовые отчеты (ч. 2 ст. 14 Закона об ОСМД). Сроки обнародования отчетности целесообразно указать в Уставе ОСМД
5Ассоциации
ОСМД
По требованиюУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*В порядке, предусмотренном Уставом (другим соответствующим документом) Ассоциации ОСМД. В соответствии с п. 2 Порядка № 419, финансовую отчетность следует подавать органам, к сфере управления которых относится предприятие. Для ОСМД таким органом может (!) быть определена только Ассоциация ОСМД, в зависимости от положений уставных документов Ассоциации и условий членства ОСМД в ней.
Напомним: согласно ст. 1 Закона об ОСМД, Ассоциация ОСМД — это юридическое лицо, созданное для представления общих интересов ОСМД. Определение Ассоциации приведено также в ст.ст. 120 и 127 Хозяйственного кодекса
6Трудовой коллектив ОСМДПо требованию трудового коллективаУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*Обязанность предоставить трудовому коллективу финансовую отчетность по его требованию установлена п. 2 Положения № 419. В соответствии со ст. 252-1 КЗоТ, трудовой коллектив предприятия образуют все граждане, которые своим трудом участвуют в его деятельности на основании трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием. Полномочия трудового коллектива определяются законодательством
7Другие лицаПо требованиюУпрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, в составе которого форма № 1-мс «Баланс» и форма № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»*По самостоятельному решению ОСМД и в случаях, когда этого требует законодательство

* Для неприбыльных организаций устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах (п. 2 ст. 11 Закона о бухучете). Согласно ст. 55 Хозяйственного кодекса, к субъектам микропредпринимательства относятся юридические лица, у которых средняя численность работников за календарный год не превышает 10 лиц и годовой доход не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро по среднегодовому курсу НБУ. Практика показывает, что подавляющее большинство ОСМД отвечает именно таким критериям. Однако данные критерии следует рассматривать в совокупности. Если, например, средняя численность работников превышает 10 (но не более 50) лиц или доход неожиданно превысит эквивалент 2 млн евро (но не более 10 млн евро), ОСМД попадет в категорию малых предприятий и обязано будет не только составлять и подавать «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (форма № 1-м «Баланс» и форма № 2-м «Отчет о финансовых результатах»), но и вести бухгалтерский учет более детализировано. Таким образом, состав финансовой отчетности ОСМД зависит от «размера» субъекта хозяйствования. Оба «комплекта» формы отчетности приведены в приложениях к П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (приложения 2 и 1 соответственно). Средняя численность работников определяется в соответствии с р. 3 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286. Среднегодовой курс НБУ определяется как сумма средневзвешенных курсов НБУ за каждый месяц года, разделенная на 12 (письмо НБУ от 22.03.2004 г. № 13-410/1390). В 2015 году среднегодовой курс НБУ составил 24,2287 грн/евро.

Ответственность

За непредоставление (нарушение сроков предоставления) финотчетности госорганам предусмотрена административная ответственность для должностных лиц предприятия. Оштрафованных может быть двое (руководитель и главный бухгалтер) или один — в случае, когда в соответствии с Уставом или прочими внутренними документами предприятия обязанности по ведению бухгалтерского учета возложил на себя руководитель предприятия.

Ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) или за внесение в финансовую отчетность ложных данных предусмотрена ст. 1642 КУоАП. За данное правонарушение предусмотрены санкции в виде штрафа от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн).

Если правонарушение совершено лицом повторно в течение года с момента наложения санкций, штрафные санкции составят от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

Однако круг государственных органов, имеющих право налагать определенные санкции (составлять протоколы об административных нарушениях, определенных ст. 1642 КУоАП), является четко определенным. Руководствуясь нормами ст.ст. 2341, 2342, 2443 КУоАП, органом, который имеет право налагать санкции, предусмотренные ст. 1642 в части своевременного предоставления финансовой отчетности и внесения в нее объективной (правдивой) информации, определены исключительно органы государственного контроля (Госфининспекция). Таким образом, ни органы статистики, ни органы ГФС, ни государственный регистратор не имеют права «оштрафовать» за непредоставление (несвоевременное предоставление) финансовой отчетности или внесение в финансовую отчетность ложных данных.

Кто подписывает?

Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции владельцев или уполномоченного ими лица (руководителя предприятия) в соответствии с законодательством и учредительными документами (п. 2 ст. 8 Закона о бухучете). В свою очередь, п. 4 ст. 8 Закона о бухучете определено, что предприятие имеет право самостоятельно определить форму организации бухгалтерского учета среди предложенных. Это могут быть:

  1. Введение в штат предприятия бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером. В данном случае финансовую отчетность подписывают председатель правления и главный бухгалтер (бухгалтер).
  2. Привлечение на договорной основе специалиста, зарегистрированного как частный предприниматель или самозанятое лицо. В данном случае отчетность подписывают руководитель и привлеченный специалист (если иное не установлено договором между предприятием и привлеченным специалистом).
  3. Привлечение на договорной основе специализированных организаций, например, аудиторских фирм. Ситуация с подписями аналогичная с п. 2.
  4. Самостоятельное ведение бухгалтерского учета руководителем предприятия. При этом, заметьте, дважды подписывать финотчетность (за руководителя и бухгалтера)  не нужно. Несмотря на общее правило, подписание финотчетности руководителем и бухгалтером (ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете) в данном случае вполне правомерно. Ведь данная форма организации бухучета на предприятии прямо предусмотрена Законом о бухучете.

Порядок функционирования бухгалтерии ОСМД целесообразно закрепить в Приказе об учетной политике предприятия (см. письмо Минфина от 14.06.2007 г. № 31-34000-30-10/12241).

Напомним: от количества подписантов зависит количество лиц, к которым могут быть применены штрафные санкции в случае совершения ими административных нарушений, связанных со сроками предоставления отчетности и/или уплаты налогов (прочих платежей).

Олег КОРУЖИНЕЦ,

o.k.consulting [бюро поддержки бизнеса]