1fad14eb9990d778c5faf85eb4652c6e-46140a3f172f8faa48b096eff601935a

Похожие вопросы возникали и ранее, но с мая 2016 года внесено ряд корректив в порядок предоставления субсидий населению, и сами тарифы на коммунальные услуги существенно выросли, поэтому вопросов стало еще больше. Рассмотрим нововведения относительно назначения субсидий и есть ли особенности для предоставления субсидий жильцам многоэтажки, где создали ОСМД

Прежде всего отметим: субсидии предоставляют населению для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива. При этом процедура оформления и предоставления субсидий для всех граждан Украины одинакова и не зависит от того, на чьем балансе находится дом и какая там форма управления. То есть для всех жильцов домов действует одинаковая процедура обращения за субсидией и их назначения.

Особенности для предоставления субсидий жильцам домов, где создано ОСМД

Некоторые особенности для предоставления льгот и субсидий для возмещения расходов на содержание домов и сооружений и придомовых территорий жильцам жилых домов, в которых созданы ОСМД (жилищно-строительные кооперативы), определены постановлением КМУ от 13.11.2013 г. № 860 (далее — Постановление № 860). Так, при предоставлении им субсидий применяется размер взносов, направляемых на содержание домов и сооружений и придомовых территорий (из расчета на 1 квадратный метр общей площади квартиры), определенный общим собранием ОСМД. Данный показатель не может быть больше самого высокого тарифа на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, установленный соответствующим органом местного самоуправления для домов такой же этажности, а в случае их отсутствия — больше самого высокого тарифа на такие услуги, установленного соответствующим органом местного самоуправления.

С этой целью органам местного самоуправления рекомендовали подавать ежемесячно информацию об установленных ими самых высоких тарифах на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в разрезе этажности домов управлением труда и социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, структурным подразделениям по вопросам труда и социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах (в случае создания) советов (п. 3 Постановления № 860).

Что изменилось в предоставлении субсидий с мая 2016 года

С 30 апреля 2016 года постановлением от 27.04.2016 г. № 319 (далее — Постановление № 319) внесены изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.1995 г. № 848 (далее — Положение № 848). Озвучим самые важные из них.

Назначение субсидий лицам, которые имеют право на льготы

Так, лицам, имеющим право на льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа, при назначении субсидии в соответствии с абз. 2 п. 4 Положения № 848:

  • стоимость платы за услуги начисляется без учета льгот;
  • в случае назначения таким лицам жилищной субсидии им не предоставляют соответствующие льготы.

Поэтому с мая 2016 года будет осуществлен перерасчет действующих субсидий, которые рассчитывали с учетом льгот. Если субсидия назначается на следующий период с апреля 2016 года, то стоимость услуг в апреле берется с учетом льгот.

С мая 2016 года списки лиц, которые получали субсидию и имели право на льготы, передают организациям, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, чтобы им не начисляли льготы с мая 2016 года. Также соответствующую информацию вносят в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы. При этом если размер субсидии составляет 0 грн, такие лица не включаются в указанные списки. Такие списки будут предоставлять поставщикам вышеупомянутых услуг ежемесячно.

Назначение субсидии на оплату услуг по управлению домом

Это важное изменение для сособственников многоэтажных домов, в которых созданы ОСМД, и для жильцов других домов (в которых не создали ОСМД), которым будет по конкурсу назначен управляющий исполнительным органом местного совета, на территории которого расположена многоэтажка. Поэтому перечень услуг, на оплату которых назначают субсидию, теперь дополнен услугой по управлению домом (абз. 1 п. 2 Положения № 848).

Поскольку стоимость услуг по управлению домом определяется по договоренности сторон, назначение субсидий на оплату расходов на управление домом будет возможным только после утверждения Минрегионом нормативно-правовых документов относительно предельного размера стоимости услуги по управлению для предоставления субсидий.

Субсидии лицам, которые арендуют жилье

По решению комиссии, созданной исполнительным органом местного совета, субсидия может быть назначена лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, если такому лицу начисляют плату за жилищно-коммунальные услуги (абз. 1 п. 6 Положения № 848). Данное нововведение связано с тем, что в случаях, когда при отсутствии средств учета коммунальных услуг количество зарегистрированных в жилом помещении лиц не совпадает с количеством лиц, арендующих жилье, расчет жилищной субсидии усложняется. Ведь плата за услуги должна начисляться для того количества лиц, которые арендуют жилое помещение. При этом не требуется открытие лицевых счетов на оплату услуг на лицо, арендующее жилье.

При наличии договора найма (аренды) субсидию назначают по месяц, в котором истекает срок действия договора найма (аренды). Назначение субсидии на следующий период осуществляется на основании заявления и декларации.

Но, как и ранее, открытым остается вопрос: как арендатор жилья сможет заключить договор на поставку коммунальных услуг с их поставщиками? Если посмотреть, какие документы требуют предоставить поставщики коммунальных услуг при заключении договоров на их поставку, то нужны именно правоустанавливающие документы от собственников квартир (на которых и открывают лицевые счета).

За какой период учитывают доходы для назначения субсидии

Больше нет возможности назначать субсидии на основании доходов за 3 месяца, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия, а также учета размера пенсии за последний месяц перед обращением.

Теперь субсидию рассчитывают на основании дохода лиц за предыдущий календарный год, а субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая назначается в I квартале, — на основании дохода за первые 3 квартала предыдущего календарного года (абз. 2 п. 12 Положения № 848).

Определение дохода для назначения субсидии

Согласно абз. 6 п. 12 Положения № 848, повышены размеры доходов, которые учитываются в совокупном доходе для физлиц-предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога, до:

  • двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (далее — прожиточный минимум), — для предпринимателей-единщиков группы 1;
  • трех размеров прожиточного минимума — для предпринимателей-единщиков группы 2;
  • четырех размеров прожиточного минимума — для предпринимателей-единщиков группы 3.

Но в совокупный доход таких предпринимателей не учитывают размеры дохода самозанятых лиц и дохода от предпринимательской деятельности, информацию о которых предоставляет ГФС на запрос органа соцзащиты населения.

Для трудоспособных лиц, которые не работают (кроме учащихся и студентов, проживающих с родителями или другими членами семьи; военнослужащих срочной службы) и среднемесячный доход которых меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, в совокупный доход за каждый месяц теперь учитывается доход на уровне двух размеров такого прожиточного минимума. В отдельных случаях для таких лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, по решению комиссии может учитываться доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (абз. 3 п. 12 Положения № 848).

Для студентов дневной формы обучения, которые имеют родителей, зарегистрированы сами и не получают стипендии, а также для лиц, состоящих на учете в центре занятости и не получающих пособия по безработице, у которых среднемесячный доход меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, в совокупный доход за каждый месяц учитывается доход на уровне такого прожиточного минимума (абз. 5 п. 12 Положения № 848).

Из перечня лиц, в доход которых учитываются фактические размеры социальных выплат, исключены лица, которые получают пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста. Таким образом, в совокупный доход таких трудоспособных лиц учитывают доход на уровне двух размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц, или в случае принятия соответствующего решения комиссией для лиц, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, — одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.

Перечень доходов, которые не учитывают в совокупный доход при назначении субсидии, дополнили: государственной социальной помощью на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и ежемесячной адресной помощью внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в т.ч. на оплату жилищно-коммунальных услуг (п. 8 Положения № 848).

Гражданам предоставили право не подтверждать справками доходы, указанные ими в декларации, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ, фондах социального страхования, — в случае невозможности предоставить соответствующие справки. В этом случае заявитель прилагает письменное объяснение произвольной формы, в котором указывает причины неподачи справок и размер доходов, которые учитываются в совокупном доходе (абз. 3 п. 13 Положения № 848).]

На какой период назначается субсидия

Субсидию для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначают с месяца обращения за ее назначением до конца отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев. Учитывая, что отопительный сезон закончился 30 апреля, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые назначаются в мае 2016 года – апреле 2017 года (в т.ч. на следующий период без обращения граждан), будут назначены до апреля 2017 года включительно.

Субсидия для возмещения расходов на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, как и ранее, назначается на календарный год. Но на сегодняшний день нет нормы относительно назначения субсидии на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на следующий период без обращения граждан. Учитывая то, что субсидия на приобретение твердого топлива и сжиженного газа лицам, которые получали субсидию в 2015 году, не назначена на 2016 год (до вступления в силу Постановления № 319), то для ее назначения должны быть поданы заявление и декларация.

В каких случаях осуществляют перерасчет субсидии

Перечень случаев, в которых проводят перерасчет субсидии без обращения граждан согласно п. 14 Положения № 848, дополнен следующими случаями:

  • изменение социальных нормативов использования жилищно-коммунальных услуг;
  • начисление платы за централизованное отопление при отсутствии приборов учета тепловой энергии с учетом фактической температуры наружного воздуха.

Также в связи с изменением государственных социальных стандартов (нормативов) в сфере жилищно-комунального обслуживания согласно постановлению КМУ от 27.04.2016 г. № 317 в мае 2016 года должны провести перерасчет действующих размеров субсидий.

Как быть, если остатки сумм субсидий не использованы

После окончания отопительного сезона производители (исполнители) услуг суммы неиспользованных субсидий на оплату отопления возвращают в госбюджет. Основанием для этого является акт сверки, составленный производителем (исполнителем) услуг вместе со структурным подразделением по вопросам соцзащиты населения. При этом не возвращается часть неиспользованной суммы субсидии в эквиваленте стоимости 100 кубических метров природного газа или в эквиваленте 150 кВт/ч электрической энергии (в случае использования данных источников энергии для индивидуального отопления), которую исполнитель услуги зачисляет как оплату услуги, в т.ч. обязательной части платежа домохозяйства, на следующие расчетные периоды (п. 15 Положения № 848). Неиспользованную сумму субсидий определяют по ценам и тарифам, действующим по состоянию на 01.05.2016 г.

Оплата услуг получателями субсидии

Граждане, которым назначена субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, обязаны ежемесячно уплачивать стоимость фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии. В случае неуплаты гражданами соответствующей стоимости предоставление субсидии прекращается по предоставлению поставщиков услуг (п. 20 Положения № 848).

Какие документы нужно предоставить для назначения субсидии жильцу дома, где создано ОСМД

Для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или иным документом, согласно п. 13 Положения № 848, подает территориальному структурному подразделению по вопросам соцзащиты населения по месту регистрации (арендаторы — по месту жительства):

  • заявление о назначении жилищной субсидии;
  • декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по установленным формам;
  • справку о доходах — в случае указания в декларации других полученных доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ, фондах социального страхования, и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу подразделения по вопросам соцзащиты населения;
  • договор найма (аренды) жилья (при наличии и необходимости).

Но теперь указанные заявление и декларацию можно отправить не только по почте, но и в электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем, в частности, с использованием электронной цифровой подписи, структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по месту регистрации заявителя (арендаторы — по месту жительства). При получении присланных с использованием средств телекоммуникационных систем заявления и декларации, в которых отсутствует электронная цифровая подпись гражданина, субсидию рассчитывают только после подписи указанных документов в месячный срок. В случае неподписания заявления и декларации в указанный срок подают новые заявление и декларацию (абз. 5 п. 13 Положения № 848). При этом требовать от граждан документы, не предусмотренные настоящим Положением, запрещается.

Для начисления субсидий на запрос структурных подразделений по вопросам соцзащиты населения в 5-дневный срок со дня его получения подаются сведения о:

  • составе зарегистрированных в жилых помещениях лиц, которые предоставляют жилищно-эксплуатационные организации или другие органы, определенные местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; в сельской местности — сельские (поселковые) советы. В случае непредоставления в установленные сроки данных сведений используются данные, указанные в декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за ее назначением;
  • обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами по формам, в которых указывают стоимость услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования коммунальными услугами в отопительный и неотопительный периоды, которые предоставляют, в частности, объединения сособственников многоквартирного дома и организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
  • доходах лиц из Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков, которые предоставляет ГФС в порядке, установленном Минсоцполитики и Минфином;
  • суммах пенсионных выплат лицам, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 09.04.1992 г. № 2262-ХII (кроме военнослужащих срочной службы и членов их семей), а также лиц, получающих пенсии не по месту регистрации, — ПФУ.

Для начисления субсидии можно использовать сведения о доходах и размерах платежей в виде списков, справок, данных на электронных носителях информации, полученных, в частности, от объединений сособственников многоквартирного дома, организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги и осуществляющих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по договорам с предприятиями (информационно-вычислительные центры, расчетные центры, центры начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и т.п.).

Решение о назначении (неназначении) субсидии принимается в течение 10-ти дней после подачи заявления и получения необходимых сведений. При этом структурное подразделение по вопросам соцзащиты уведомляет заявителя о назначении или неназначении жилищной субсидии (абз. 18 п. 13 Положения № 848).

Что изменилось в порядке предоставления льгот

В Порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.2015 г. № 389, тоже внесены изменения Постановлением № 319.

Настоящий Порядок определяет механизм реализации права на получение льгот по оплате:

  • услуг за пользование жильем (квартирная плата, плата за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий);
  • коммунальных услуг (централизованное снабжение холодной воды, централизованное снабжение горячей воды, водоотвод, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов);
  • топлива, сжиженного газа;
  • услуг за пользование телефоном, услуг по установке квартирных телефонов.

Указанные льготы предоставляются лицам, перечисленным в п. 2 Порядка № 389. То есть указанные льготы распространяются на определенные категории лиц, определенные законодательством, и тоже не зависят от формы правления в многоэтажке.

Следовательно, этими льготами могут воспользоваться и жильцы домов, в которых созданы ОСМД. Однако начиная с 30.04.2016 г. лицам, которым назначена субсидия, плату за вышеперечисленные услуги начисляют без учета таких льгот.

Среди прочих нововведений относительно льгот стоит обратить внимание на следующие:

  • дополнен перечень доходов, которые учитываются при определении права лица на получение льгот такими доходами как пособие по безработице и прочие выплаты, которые осуществляют органы соцстраха;
  • увеличен с 6-ти до 12-ти месяцев период, на который определяется право лиц на получение льгот (но остался неизменным срок, за который учитываются доходы, — 6 месяцев, предшествующих месяцу, с которого определяется данное право).

При этом если не истек срок, на который определено право на получение льгот, они не пересматриваются. Для других же лиц, а также по истечении срока, на который было определено право на льготы, оно будет определяться на следующие 12 месяцев.

Р.S. Минсоцполитики уже заявило, что в ближайшее время планируют внести очередные изменения  в Положение № 848, согласно которых при назначении субсидий будут учитывать и  имеющееся  имущество.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

эксперт