Сразу заметим, что правовой статус председателя правления ОСМД имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, он, как правило, является работником юридического лица — ОСМД, а следовательно — на него распространяются все нормы трудового законодательства, в том числе те, которые регулируют порядок увольнения работника с работы.

С другой стороны — председатель правления ОСМД является членом исполнительного органа объединения, а значит, здесь будут действовать и специальные нормы законодательства об ОСМД, а также внутренних документов объединения. К тому же председатель правления является еще и руководителем ОСМД как юридического лица — сведения о нем как о руководителе и подписанта обычно содержатся в Едином госреестре юрлиц1.

А в целом взвешенный подход к увольнению председателя правления — в интересах прежде всего самого объединения, ведь правильная смена руководства способна обезопасить от лишних проблем из-за «простоев» в работе объединения и не только.

Посему разберемся, как организовать оформление процесса увольнения председателя правления наилучшим образом.

Нормы трудового законодательства должны выполняться

Представим типичную ситуацию — ОСМД не имеет внутренних документов, детально регулирующих процедуру увольнения председателя правления по собственному желанию, а устав ОСМД соответствует содержанию типового устава.

Если председатель правления ОСМД является работником последнего, будет действовать общая норма Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ). Так, согласно ч. 1 ст. 38 КЗоТ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника или уполномоченный им орган письменно за 2 недели.

На первый взгляд может показаться, что для председателя правления достаточно будет написать заявление об увольнении, самому его завизировать, издать соответствующий приказ и опять-таки самому внести соответствующую запись в трудовую книжку. Или же — дать распоряжение сделать это другому члену правления.

Сразу скажем, что данный вариант действий будет противоречить действующему законодательству. В частности, сомнительными, с точки зрения юридической силы, будут такие документы, как приказ об увольнении и запись о трудовой книжке. Ведь если председатель увольняется, то очевидно, что он теряет соответствующие полномочия, а следовательно — не понятно, на каком основании им будет издаваться приказ и подписываться трудовая книжка.

Кроме того, если копнуть глубже, можем констатировать, что под понятиями «собственник или уполномоченный им орган» в данном случае следует подразумевать юридическое лицо — ОСМД и общее собрание соответственно. Поэтому мы считаем, что именно решение общего собрания при таких обстоятельствах может являться тем документом, на основании которого можно смело вносить запись в трудовую книжку председателя правления об увольнении.

Первый шаг — созыв общего собрания

Итак, первый шаг председателя правления, который желает уволиться, — составление и регистрация в ОСМД соответствующего заявления об увольнении в качестве входящей корреспонденции, созыв общего собрания и постановка на их повестку дня вопроса о своем увольнении с должности и избрание своего преемника.

После того, как данное решение будет принято, появится надлежащее правовое основание для внесения записи в трудовую книжку уже бывшего председателя правления ОСМД об увольнении по собственному желанию. Заметим: такое решение будет достаточным основанием для увольнения, и дополнительные приказы нового председателя правления об этом не нужны. Наряду с этим достаточно распространенной является практика, когда, кроме решения высшего органа юрлица, который уполномочен решать вопрос о назначении и увольнении с должностей отдельных работников, создается «дублирующий» документ — приказ нового руководителя об увольнении его предшественника. На самом деле делать этого закон не требует.

Запись об увольнении председателя правления в трудовой книжке будет скреплять подписью уже новый руководитель ОСМД.

Передача документов

Очень рекомендуем — как совладельцам дома, в котором осуществляется смена руководства ОСМД, так и бывшему и новому головам, надлежащим образом организовать процедуру приемки-передачи документов. Это связано с тем, что на практике делопроизводство далеко не всех ОСМД ведется на достойном уровне, и многие важные документы могут храниться разрозненно, находиться в личном распоряжении руководства объединения и т.п. Поэтому рекомендуем на общем собрании, на которых будут решать вопрос о смене руководства ОСМД, особое внимание посвятить вопросу передачи документов.

Оптимальный вариант — когда процедура увольнения председателя правления ОСМД с должности четко прописана в уставе или других внутренних документах объединения. В частности, во внутренних документах объединения целесообразно заранее урегулировать процедуру передачи документов новому руководителю ОСМД, а также ввести обязательность составления финансового отчета объединения на дату увольнения председателя правления. Это следует делать для того, чтобы:

  • во-первых, избежать ситуаций, когда в возникновении тех или иных вопросов, в том числе таких, которые будут иметь негативные финансовые последствия для объединения, предыдущее и новое руководство будут искать виновного, указывая друг на друга;
  • во-вторых, избежать нежелательных сюрпризов финансового характера, когда после увольнения председателя правления станет известно о новых обязательствах или неожиданных долгах объединения.

Если совладельцы не увольняют

На практике возможны и такие ситуации, когда председатель правления добросовестно выполнил все действия для своего увольнения: написал заявление, созвал общее собрание, подготовился сдать отчеты… Однако собрание не собирается: нет кворума или достаточного для принятия положительного решения количества голосов либо жители дома не определились с новой кандидатурой, поэтому не спешат прощаться с действующим председателем.

Что делать в таком случае председателю правления? Ситуация неоднозначна. С одной стороны, очевидно, что принудительный труд законодательством запрещен, и недисциплинированность совладельцев — их нежелание оперативно собираться на общее собрание и принимать решения — не должна сдерживать дальнейшую деятельность лица, которое уже не желает продолжать трудиться в должности председателя правления ОСМД.

С другой стороны, если председатель правления таки прекратит исполнение своих обязанностей и оставит ОСМД на произвол судьбы, до официального переизбрания, его могут ждать неприятности в случае, если это приведет к убыткам или санкциям в ОСМД из-за невыполнения им тех или иных действий. И тогда уже председателю правления придется доказывать, что он не исполнял тех или иных обязанностей из-за того, что хотел уволиться, но не смог это сделать из-за нерадивости совладельцев. Здесь, конечно, возникает вопрос о том, насколько качественно он организовывал созыв общего собрания и т.д.

Чтобы избежать таких ситуаций, опять-таки — еще раз рекомендуем прописать порядок увольнения председателя правления во внутренних документах объединения (устав или положение об органах ОСМД и т.д.). К последним целесообразно включить норму следующего содержания:

 «Председатель правления ОСМД, желающий уволиться с должности по собственному желанию, обязан созвать общее собрание ОСМД и поставить на их повестку дня вопрос о своем увольнении и избрании нового председателя правления. В случае если общее собрание два раза подряд не состоятся из-за отсутствия кворума, председатель правления ОСМД освобождается от исполнения всех своих обязанностей. При этом он должен уведомить об этом совладельцев и членов правления ОСМД. Временно обязанности председателя правления возлагаются на членов правления».

Акцентируем ваше внимание на том, что и такое урегулирование не является панацеей от решения проблемы, а носит скорее дисциплинирующий характер для совладельцев и будет создавать хоть какую-то правовую основу для деятельности других членов правления, если председатель таки уйдет, передав полномочия преемнику. Ведь для внесения записи в трудовую книжку бывшего председателя все же нужно решение общего собрания.

Кроме того, в Едином реестре юрлиц председатель правления в дальнейшем будет числиться как руководитель, а следовательно — лицо, которое априори будет нести ответственность за ряд нарушений, которые теоретически могут быть совершены объединением (нарушение правил ведения учета, предоставления отчетности, трудового законодательства и т.д.). Поэтому полагаться только на приведенную норму будет половинной мерой, в которой можно прибегать в случае крайней необходимости.

Итак, оптимальный вариант увольнения — это когда председатель правления не прекращает исполнение своих обязанностей до избрания своего преемника и передачи ему всех дел объединения.

Подытожим

Таким образом, мы видим, что оптимальным — как для совладельцев, так и для самого председателя правления, является следующий алгоритм действий при увольнении последнего:

1) Председатель правления ОСМД пишет и регистрирует и входной корреспонденции ОСМД заявление об увольнении;

2) Председатель правления ОСМД обеспечивает созыв и организацию общего собрания ОСМД, в повестку дня которого включает вопрос о переизбрании председателя правления. На общем собрании предоставляет отчет о финансовой деятельности ОСМД по состоянию на актуальную дату;

3) Если внутренние документы ОСМД не регулируют данные вопросы — на общем собрании утверждается порядок приема документов от бывшего председателя к вновь избранному. Подчеркнем, что слово «прием» употребляется условно, ведь понятно, что председатель правления не уполномочен такие документы хранить лично, они должны храниться в помещении юрлица — ОСМД.

Для нас важно зафиксировать сам факт предоставления доступа к этим документам новому председателю ОСМД или оставления их действующим членам правления. Поэтому форма и название документа могут быть любыми (например, акт, в котором стороны зафиксировали, что при увольнении председателя правления документы ОСМД в составе: … (вкратце перечислить основные документы/группы документов) находятся в помещении ОСМД). Как показывает практика, необходимость составления такого документа может стимулировать бывшего председателя правления не держать те или иные документы у себя, а наличие такого документа может предотвратить многие недоразумения в будущем;

4) Внесение записи в трудовую книжку бывшего председателя правления ОСМД новым председателем правления или другим уполномоченным лицом, проведение всех начислений заработной платы, выдача трудовой книжки;

5) Проведение государственной регистрации изменений в Единый госреестр юрлиц касательно смены руководителя юрлица.

В случаях, когда председатель правления ОСМД не является работником объединения, а исполняет свои обязанности на общественных началах, вышеприведенный порядок особо не изменится. Так, председатель правления будет подавать ОСМД не заявление об увольнении, а заявление о сложении полномочий, и не возникнет необходимости во внесении записи об увольнении в трудовую книжку. В остальном же алгоритм действий не претерпит изменений.

Елена ТРЕГУБОВА, юрист, г. Киев