В НКУ с 2017 года были внесены изменения, которые в том числе коснулись и неприбыльных организаций. Давайте проанализируем, какую роль нововведения сыграли для ОСМД

Требования к неприбыльным организациям

Как и ранее, неприбыльные предприятия, учреждения и организации — неприбыльные предприятия, учреждения и организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль предприятий в соответствии с п. 133.4 НКУ (пп. 14.1.121 НКУ).

Отразим в таблице условия неприбыльного статуса, которые выдвигает НКУ. Они установлены в пп. 133.4.1 НКУ и должны выполняться одновременно. При этом проанализируем последние изменения, акцентировав внимание на том, что является важным именно для ОСМД.

 

Таблица

Условия для статуса неприбыльной организации — неплательщика налога на прибыль

Условия для «неприбыльного» статусаПримечания
Создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организацииС данным требованием в ОСМД сложностей возникать не должно.
Добавим: о создании ОСМД по новым правилам говорилось в материале «Создание ОСМД: шаг за шагом к регистрации юридического лица»
Учредительные документы (или учредительные документы организации высшего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация в соответствии с законом)* содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц. Для целей данного абзаца нельзя считать распределением полученных доходов (прибылей) финансирование расходов, определенных пп. 133.4.2 НКУ*** Приписка об учредительных документах организации высшего уровня, которая указана в скобках, появилась как раз с 01.01.2017 г. Благодаря изменениям, внесенным в НКУ Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII. Поскольку в ОСМД нет организации высшего уровня — данные изменения не коснулись ее.
** Уточнение о том, что нельзя считать распределением полученных доходов финансирование расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами, было прописано в НКУ Законом Украины от 06.10.2016 г. № 1667-VIII, который действует с 20.11.2016 г.
В учредительных документах ОСМД речь не идет о возможности распределения доходов (прибыли) между совладельцами. В новом Типовом уставе (п. 2 р. ІІ Типового устава объединения совладельцев многоквартирного дома, в редакции приказа Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 23.09.2015 г. № 238) сказано: «Объединение является неприбыльной организацией и не имеет целью получение прибыли для ее распределения между совладельцами» (п. 2 р. II). Да и в п. 6 р. ІV прописано: «Запрещается распределение полученных объединением доходов или их части среди совладельцев, работников объединения, членов органов управления и прочих лиц». Похожие нормы были и в старом Типовом уставе, утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.08.2003 г. № 141
Учредительные документы (или учредительные документы организации высшего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация в соответствии с законом) предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (вследствие его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Положение данного абзаца не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов****** То, что данное условие для неприбыльности не распространяется на ОСМД, было прописано Законом Украины от 24.12.2015 г. № 909-VIII, который действует с 01.01.2016 г.
Внесена в Реестр неприбыльных учреждений и организацийПорядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включение неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключение из Реестра утвержден постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440.
Отметим: благодаря Закону Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII, который заработал с 01.01.2017 г., вновь созданные неприбыльщики, которые во время госрегистрации или в течение 10-ти дней со дня госрегистрации подали в установленном порядке документы для внесения в Реестр и по результатам рассмотрения этих документов внесены в Реестр для целей налогообложения, считаются неприбыльными организациями со дня их государственной регистрации (а не со дня внесения в Реестр).
!!! Важно: срок для приведения учредительных документов неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в соответствие с нормами п. 133.4 НКУ продлен до 1 июля 2017 года (изменения в п. 35 подраздела 4 р. ХХ НКУ). Если у вашего ОСМД устав по старой форме — приведите его в соответствие с новой Типовой формой. Почему это так важно — речь пойдет далее

Изменениями в пп. 133.4.1 НКУ, которые заработали с 2017 года, предусмотрено: требования к уставным документам не действуют для бюджетных организаций. Поскольку ОСМД не бюджетные организации, то это уточнение не для них.

Как видите, изменения, которые были внесены в НКУ относительно УСЛОВИЙ неприбыльности, направления ОСМД не затрагивают. Однако расскажем о важных вопросах, возникающих в ОСМД относительно их уставных документов и статуса неприбыльщика — неплательщика налога на прибыль.

►Как устав ОСМД влияет на их неприбыльный статус

В уставе ОСМД должен быть запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц.

Как уже отмечалось, Типовой устав ОСМД (утвержденный приказом от 23.09.2015 г. № 238) содержит запрет распределения полученных доходов среди совладельцев, работников, других лиц (п. 6 р. ІV Типового устава).

Налоговики подчеркивают:

«в случае если учредительные документы ОСМД созданы на основе типового устава и не противоречат требованиям п. 133.4 ст. 133 Кодекса, такие объединения могут быть включены контролирующим органом в новый Реестр на основании положений действующего законодательства» (письмо ГФСУ от 30.11.2016 г. № 25819/6/99-99-15-02-02-15).

! Обратите внимание. Не считаются распределением дохода (прибыли) выплаты неприбыльной организации в пользу учредителей (участников), работников, членов такой организации (в том числе на основании гражданско-правового договора), если данные расходы являются финансированием расходов на свои содержание, реализацию цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами этой неприбыльной организации (см. письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15).

Стоит сказать, что до изменений в НКУ (внесенных Законом № 1667-VIII, который действует с 20.11.2016 г.), какая-либо выплата дохода (прибыли) учредителю (участнику), работнику или члену неприбыльной организации на основании гражданско-правового договора считается использованием дохода этой неприбыльной организации для выгоды такого участника, то есть не по целевому назначению (см. письма ГФСУ от 23.12.2016 г. № 27822/6/99-99-15-02-02-15, ГУ ГФС в Одесской области от 16.09.2016 г. № 2042/10/15-32-12-01-14 и ГФС от 04.01.2017 г. № 28/6/99-99-15-02-02-15).

Важно: если ОСМД было в Реестре неприбыльных организаций по состоянию на 10.04.2015 г., но устав ОСМД не соответствует упомянутому условию касательно запрета распределения доходов (прибылей) (п. 133.4 НКУ), то с целью включения в новый Реестр нужно до 1 июля 2017 года (ранее говорилось — до 1 января 2017 года) привести свои учредительные документы в соответствие, и в этот же срок предоставить копии таких документов в контролирующий орган (п. 35 подраздела 4 р. ХХ НКУ).

Если устав не будет приведен в соответствие с требованиями п. 133.4 НКУ, то неприбыльная организация после 01.07.2017 г. будет исключена из Реестра (см. также письмо ГФСУ от 05.01.2017 г. № 77/6/99-99-15-02-02-15). На полгода продлил возможность привести уставные документы в соответствие с требованиями НКУ Закон Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII.

А если устав ОСМД еще в старой Типовой редакции, а не в новой, надо ли его менять? Да, надо. Ведь новый Типовой устав (утвержденный приказом от 23.09.2015 г. № 238) отличается от своего предшественника (детальнее — http://www.osbb-inform.com.ua/2016/06/13/965/, http://www.osbb-inform.com.ua/2016/01/13/038-2/).

Несоответствие устава ОСМД Типовому уставу является нарушением норм законодательства, что, как следствие, может повлиять в том числе на признание учредительных документов недействительными, а решений, принятых на их основании — неправомерными. Об этом заявил Минрегионстрой в письме от 04.11.2015 г. № 8/9-3312-15 (комментарий к нему — в материале «ОСМД должны привести собственные Уставы в соответствие с Типовым уставом» ).

Соответственно, неизменение устава на новый Типовой может быть косвенным основанием для лишения статуса неприбыльности и исключения из Реестра неприбыльных учреждений и организаций. Поэтому рекомендуем как можно быстрее обновить редакцию устава ОСМД (учесть нормы нового Типового устава), и, конечно же, зарегистрировать данные изменения у Госрегистратора. Ведь, если не сделать это до 1 июля 2017 года, то появляется угроза быть исключенными из Реестра неприбыльных организаций и, соответственно, стать плательщиком налога на прибыль на общих основаниях.

Если ОСМД было в Реестре неприбыльных организаций по состоянию на 13.08.2015 г., надо ли предоставлять копию устава в Налоговую для подтверждения того, что оно соответствует требованиям неприбыльности с п. 133.4 НКУ?

Контролеры говорят, что не требуется предоставление неприбыльными организациями копий учредительных документов, которые обнародованы на портале электронных сервисов в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV (п. 2 постановления КМУ от 13.07.2016 г. № 440).

Неприбыльная организация, учредительные документы которой размещены на портале электронных сервисов в соответствии с упомянутым Законом, вместо копий учредительных документов может предоставить в контролирующий орган ответ относительно приведения учредительных документов в соответствие с требованиями, установленными п. 133.4 НКУ (см. письма ГФСУ от 23.12.2016 г. № 27822/6/99-99-15-02-02-15, от 11.11.2016 г. № 24344/6/99-99-15-02-02-15).

Резюмируем: ОСМД не будут исключать из Реестра неприбыльных организаций до 1 июля 2017 года. К тому времени, если есть необходимость, можно исправить свой устав, чтобы соответствовать требованиям-условиям для неплательщиков налога на прибыль.

Поэтому не медлите, и если у вашего ОСМД устав еще не по новой редакции Типового устава, — внесите изменения. О том, как это сделать — в материале «Вносим изменения в устав ОСМД» .

Если устав в ОСМД по новой редакции Типового и вы внесены в Реестр неприбыльных организаций — то за исключение из него можно не переживать. Главное, конечно же, помнить, что использовать доходы можно только на уставные цели.

Требование использования доходов только на уставные цели

Согласно пп. 133.4.2 НКУ, доходы (прибыль) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами. Здесь никаких изменений — как до 01.01.2017 г., так и после этой даты данное требование действует.

Между прочим, отметим, что в п. 7 Порядка ведения Реестра, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440, среди условий включения в Реестр — «учредительные документы неприбыльной организации предусматривают, что доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание данной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами».

Заметим: требования к учредительным документам неприбыльщиков прописаны НКУ в пп. 133.4.1. И о подобном требовании в нем не упоминается. То есть дословно именно такой нормы в учредительных документах может и не быть. К примеру, в Типовом уставе ОСМД в п. 5 р. IV сказано:

«Денежные средства объединения, включая денежные средства ремонтного, резервного фондов, расходуются правлением согласно сметам, утвержденным общим собранием совладельцев, и отдельными решениями общего собрания совладельцев».

А это, по нашему мнению, по сути как раз и свидетельствует о том, что доходы будут расходоваться только на уставные нужды.

При нарушении уставного использования придется забыть о своем льготном статусе неплательщика налога на прибыль.

Расплата за нарушение целевого расходования доходов (прибылей)

В случае нарушения условий «неприбыльности» с п. 133.4 НКУ придется распрощаться со статусом неприбыльной организации и перейти на уплату налога на прибыль. Посему при нарушении уставного использования доходов (прибылей) последствия будут такими (пп. 133.4.3 НКУ):

  • необходимо подать в течение 20-ти дней за месяцем нарушения Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (за период с начала года до конца месяца нарушения) и уплатить налог от суммы неуставного (нецелевого) использования;
  • контролеры исключат из Реестра неприбыльных организаций;
  • до конца года ежеквартально нарастающим итогом нужно предоставлять декларацию по налогу на прибыль и финотчетность, а также уплатить налог на прибыль;
  • со следующего года придется отчитываться и уплачивать налог на прибыль на общих основаниях.

Годовой отчетный период и предоставление финотчетности

Для неприбыльщиков, которые соответствуют требованиям п. 133.4 НКУ, установлен годовой отчетный период (пп. 133.4.7 НКУ). Напомним: годовая отчетность подается в течение 60 дней по завершении отчетного года (пп. 49.18.3 НКУ).

Согласно обновленному п. 46.2 НКУ, неприбыльные организации — неплательщики налога на прибыль (определенные п. 133.4 НКУ) подают органам ГФС Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (форма утверждена приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553) и годовую финансовую отчетность.

Предельный срок предоставления в Налоговую по итогам 2016 года — не позднее 1 марта 2017 года.

Галина МОРОЗОВСКАЯ,

эксперт по налогообложению и учету