Перед вами один из типичных и на самом деле очень важных вопросов, с которыми обращаются читатели в наш ресурс. Важен он и тем, что отражает отсутствие понимания у многих участников ОСМД того простого факта, что никто не обязан работать на благо совладельцев многоквартирного дома даром. Мы предлагаем вам альтернативный взгляд на ситуацию. Но давайте обо всем по порядку…

Точный ответ на вынесенный в заголовке вопрос зависит от многих факторов. На практике случаи, когда председатель ОСМД выполняет свои функции бесплатно, говоря терминами, на так называемых «общественных» или «добровольных» началах, действительно очень распространены.

В свое время мы уже поднимали тему работы председателя ОСМД на общественных началах на страницах нашего ресурса. Однако сегодня мы снова возвращаемся к данному вопросу для того, чтобы еще раз обсудить законность работы председателей правления ОСМД без оплаты труда.

Законодательный базис

Классическая схема избрания на должность председателя ОСМД следующая: общее собрание совладельцев многоквартирного дома избирает членов правления ОСМД, а те среди них — председателя правления ОСМД (п. 16 р. ІІІ Типового устава ОСМД). Определение размера материального и другого поощрения председателя и членов правления является исключительной компетенцией общего собрания совладельцев (ст. 10 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III, далее — Закон об ОСМД). Поэтому выглядит, как будто тот факт, что деятельность председателя ОСМД будет бесплатной, таки тоже должно зафиксировать общее собрание совладельцев.

На самом деле все не так однозначно, и мы позволим себе в профилактических целях высказать мнение о том, что председатель ОСМД не должен работать без оплаты труда. Смотрите сами…

Согласно ст. 12 Закона об ОСМД, объединение самостоятельно определяет порядок управления многоквартирным домом и может изменить его в порядке, установленном законом и уставом объединения. При этом законодательство допускает, что управление многоквартирным домом объединения может осуществлять:

  • непосредственно ОСМД — через свои органы управления: общее собрание совладельцев, правление ОСМД, ревизионную комиссию объединения;
  • управляющий, которому по договору переданы функции по управлению многоквартирным домом (полностью или частично);
  • ассоциация ОСМД, которой переданы все или частично функции по управлению многоквартирным домом.

Конечно же, уровень рабочей нагрузки на председателя ОСМД и членов правления будет зависеть от сделанного совладельцами дома выбора касательно вида управления. Это первое важное утверждение.

В ч. 20 ст. 10 Закона об ОСМД приведен достаточно большой перечень полномочий правления ОСМД, в т.ч.:

  • подготовка сметы, баланса объединения и годового отчета;
  • осуществление контроля за своевременной уплатой совладельцами взносов и платежей и принятия мер относительно взыскания задолженности согласно законодательству;
  • распоряжение денежными средствами объединения в соответствии с утвержденной общим собранием объединения сметой и пр.

Об обязанностях председателя правления ОСМД в Законе об ОСМД ничего не говорится, но такие обязанности содержатся в Типовом уставе ОСМД (п. 16 р. ІІІ Типового устава ОСМД).

Так, председатель правления ОСМД:

  •  организует работу правления;
  • издает приказы и дает распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками объединения;
  • действует без доверенности от имени объединения в соответствии с решениями общего собрания и правления объединения;
  • распоряжается денежными средствами объединения согласно утвержденной смете;
  • подписывает от имени объединения все договоры, заключенные в рамках компетенции объединения или правления;
  •  подписывает статистическую, финансовую и налоговую отчетности;
  • подписывает все платежно-расчетные документы;
  • подписывает от имени объединения исковые заявления в суд.

Двумя словами — работает много. К тому же это не исчерпывающий перечень обязанностей председателя правления ОСМД — их полный перечень определяется на общем собрании совладельцев многоквартирного дома.

И вот здесь мы вынуждены вспомнить об абз. 9 ч. 9 ст. 10 Закона об ОСМД, согласно которой дословно сказано, что к исключительной компетенции общего собрания ОСМД относится:

«определение размера материального и другого поощрения председателя и членов правления».

Если внимательно отнестись к данной норме, то на самом деле стоит признать, что она не предусматривает бесплатную работу председателя правления ОСМД. Напротив — по сути здесь говорится о том, что материальное поощрение председателя и членов правления является обязательным и что общее собрание обязательно его должно установить.

Несомненно, буквоеды, скорее всего, заметят, что собрание может установить размер вознаграждения в размере 0 грн, и так формально исполнят нормы Закона об ОСМД. Но кого мы хотим обмануть? Из процитированной нормы можно сделать и вывод, что «0» недопустим. В конце концов, зачем председателю ОСМД бесплатно брать на свои плечи груз ответственности за качество жизни других совладельцев? Вопрос оставим без ответа.

Как аргумент, почему председателю правления ОСМД можно работать на общественных началах, эксперты и юристы часто указывают на то, что ОСМД является юридическим лицом, которое создается как непредпринимательское общество для осуществления функций, предусмотренных Законом об ОСМД. Поэтому на ОСМД не распространяются нормы ч. 3 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ), которые обязывают назначать (избирать) руководителя предприятия и считают, что он является должностным лицом. Если честно, то это такой себе аргумент — слабоват. Ни о чем. Норма касается предприятий — ну и что? Что это меняет для ОСМД?

Мысли и очередные сомнения касательно возможности быть председателем правления ОСМД без зарплаты мы также высказали в материале, посвященном выполнению председателем ОСМД одновременно еще и функции главного бухгалтера. Там мы объяснили, что выполнение таких функций (то есть работа по совместительству) связано с оформлением трудовых отношений по должности председателя ОСМД.

Понятно, что на фоне определенной нечеткости и возникает желание не платить председателю ОСМД ни копейки. Согласиться на подобное решение, наверное, можно только в 2-х случаях (говорим об экономической целесообразности):

  1. когда принято решение о передаче управления домом «на сторону», а значит — загруженность правления и председателя будет минимальной;
  2. когда необходимо запускать деятельность ОСМД, а совладельцы еще никак не определятся с размером вознаграждения председателю правления ОСМД и размерами взносов, которые нужно сделать. Проще говоря, когда в начале деятельности ОСМД банально нет денег.

Опять-таки все это не может доказывать законность невыплаты зарплаты, но аргументом для угрызений совести может стать.

Если же на общем собрании сразу принято решение выплачивать материальное поощрение (зарплату) председателю правления ОСМД, то это уже однозначно плоскость трудовых отношений — с момента начала исполнения им обязанностей председателя правления ОСМД.

А если очень хочется не платить ничего?

Такая практика действительно есть, и от этого никуда не деться. Все же здесь не советуем забывать о вышеупомянутой экономической целесообразности. Хотя потенциальные штрафы за неоформленного работника (а это 30 минзарплат) могут надолго отбить охоту нарушать трудовое законодательство.

Тем не менее надо признать тот факт, что на практике на самом деле много председателей ОСМД работают без получения вознаграждения.

Как все происходит традиционно? Как только совершается регистрация ОСМД, председатель ОСМД тут же издает приказ о начале исполнения обязанностей председателя ОСМД. Но нужно ли направлять в фискальный орган уведомление о принятии на работу? Все зависит от того, действительно ли произошло заключения трудового договора. Если да, то уведомление следует направить. От ответа также зависит, не пора ли начислять зарплату и уплачивать с нее налоги и взносы.

Как уже отмечалось, решение, платить или не платить председателю ОСМД, зависит от нескольких факторов:

  • есть ли в ОСМД деньги (то есть договоренность об уплате взносов и платежей совладельцами) и пришли ли совладельцы к пониманию относительно размера вознаграждения председателю ОСМД;
  • насколько загружен председатель работой касаемо содержания дома (то есть, не передали ли данную функцию на сторону);

О том, что председатель ОСМД не загружен работой, можно говорить, когда здание передано в управление в ассоциацию ОСМД, собрание совладельцев приняло решение о заключении договора с управляющим дома (предпринимателем или юрлицом), не утвержден размер взносов на содержание зданий и пр.

Если же есть решение собрания, что управление ОСМД будут осуществлять уставные органы ОСМД и они же будут обеспечивать самостоятельно управление домом, утвержден размер взносов на содержание дома и собранием принято решение об установлении платы и вознаграждения председателю ОСМД, то тут все же стоит задуматься о возникновении трудовых отношений.

На самом деле речь идет о своеобразной игре на грани фола. Ведь надо очень внимательно относиться к приказам, которые принимаются и подписываются таким «председателем на общественных началах».

Особенно это важно в момент, когда председатель приступает к исполнению обязанностей председателя ОСМД. Абсолютно без наличия приказа не обойтись, поэтому надо создать его так, чтобы никаких признаков трудовых отношений между председателем и ОСМД не наблюдалось. Например, никаких «приступаю к выполнению работы» или «приказ о начале работы»… Лучше писать примерно так, как мы указали в образце.

Образец

Публикуется на языке оригинала

ОСББ «Городок»

Наказ

від 10.02.2017 р. м. Київ №1

 

Про початок виконання обов’язків голови ОСББ

на громадських засадах

Я, Сірко Василь Іванович, із 10 лютого 2017 року розпочинаю виконувати на громадських засадах обов’язки голови правління ОСББ «Городок» відповідно до рішення, ухваленого загальними зборами співвласників ОСББ «Городок».

Підстава: Протокол загальних зборів ОСББ «Городок» від 09.10.2017 р. № 1.

Голова правління ОСББ «Городок» Сірко Сірко В.І.

Конечно, если на общем собрании все же примут решение об установлении ежемесячной платы за исполнение обязанностей председателя правления ОСМД, то целесообразно будет переоформить отношения в трудовой договор и переиздать приказ. Тогда и фискальные органы нужно уведомить о принятии такого председателя на работу — сразу после принятия соответствующего решения общим собранием.

На самом деле в описанной и распространенной практике существует немало других рисков. Так, наличие записи в госреестре о том, что руководителем ОСМД является председатель правления ОСМД с указанием фамилии — это уже само по себе доказательство наличия трудовых отношений. Поэтому наша рекомендация сводится к тому, чтобы уменьшить случаи, когда трудовые отношения не оформлены. Ведь логично, что председатель — это человек наемный и является работником юрлица, даже если это ОСМД. Вот поэтому последний должен получать зарплату. В случае необходимости уплатить штраф за допуск работника к фактической работе без уведомления органов фискальной службы, сбрасываться все равно придется всем домом.

Таким образом, собранию совладельцев мы рекомендуем в первую очередь оперативно решить, кто управляет ОСМД — управляющий или это все-таки будет делать правление ОСМД/председатель правления. Если последний, тогда нет смысла ждать претензий или, еще хуже, штрафов — лучше сразу определяться с суммой вознаграждения и учесть ее при установлении суммы взносов и платежей, которые будут уплачивать совладельцы многоквартирного дома.

Кстати, в последнее время мы замечаем тенденцию в вопросах, которые мы получаем, о том, что председатели ОСМД увольняются с управленческих должностей. Это нормальная и, видимо, правильная тенденция, потому что бесплатно работать в интересах всех жильцов никто не обязывает. Убеждены, что жильцов, которые будут понимать зависимость качества условий их жизни от оплаты труда (читай — заинтересованности) председателя ОСМД, будет становиться все больше.

Петр Кричун,
CFO группы компаний, налоговый консультант, вице-президент ФПБАУ, к.е.н, МВА